10 самых диких племен Африки и Амазонки: жизнь за гранью цивилизации

10 самых диких племен Африки и Амазонки: жизнь за гранью цивилизации

Самые дикие и странные племена, сохранившиеся на нашей планете, сегодня можно встретить в амазонских лесах и африканских пустынях. К таким народностям относятся мурси, пираха, корубо, каяпо. У каждого племени свои обычаи и уклад жизни, которые они ревностно охраняют от постороннего вмешательства.

Цивилизованный мир сильно отличается от среды обитания дикарей. Их обычаи, привычки, взгляды на жизнь, традиции сформировали определенные уклады, сильно отличающиеся от наших. Нам кажется, что жить вне времени сложно. Но они так не считают. Дело в том, что дикие племена живут своей жизнью и от этого счастливы.

Пираха

Рисунок 1. Пираха
Рисунок 1. Пираха

В джунглях вокруг Амазонки проживает интересное племя аборигенов — пираха. Их мироощущение настолько удивительно, что поражает своей оригинальностью. Дело в том, что живет этот дикий народ вне времени. У них нет возраста, они не разделяют времени суток. Сон, как таковой, не признается из-за своей ненужности. Отдыхают периодически по 20-30 минут, по мере того, как это нужно индивидуально каждому организму.

В свободное от такого кратковременного отдыха время они путешествуют, играют с детьми, мастерят, сидят у костров. Прием пищи не является обязательным ритуалом. Поймали добычу — съели, нет — и так сойдет. Тем более речь не идет о каких-то запасах.

Речь пираха бедна словами, например, нет местоимений, цифр, наречий, выражающих эмоции. Дикарям неведом стыд, обида или чья-то вина. Они не думают, плохие или хорошие вокруг происходят события. Они просто живут сегодняшним днем, не вспоминая прошлое и не планируя будущих событий. В своем беззаботном существовании они видят счастье и спокойствие. Не переживают из-за смерти, но боятся ходить в лес. По их мнению, там полно злых духов.

Себя пираха считают самыми красивыми и умными. Других они характеризуют не иначе как «мозги набекрень».

В отличие от других диких племен они не украшают свое тело рисунками и побрякушками. Не думают над игрушками для своих детей.

Синта ларга

Рисунок 2. Синта ларга
Рисунок 2. Синта ларга

Синта ларга — племя индейского происхождения. Территорией их обитания является юго-западный район бразильской Амазонии. На своем теле они носят особые широкие пояса, которые делают из коры деревьев, точнее, внутренней ее части. Именно в переводе с индейского «синта ларга» означает «широкий пояс».

Мир узнал об этом народе в 1915 году, когда из тех краев вернулась разведывательная группа. Тогда там проживало около 5 тыс. человек. В 1981 году в районе, где проходила их жизнь, были обнаружены каучук и алмазы. Добытчики массово устремились туда, в результате чего численность коренного населения уменьшилась до 500 человек. В 1976 году в этих местах была создана резервация. Правда, поселяться там мало желающих — территория опасна из-за вспышек малярии.

Живут синта ларга семьями, которые поселяются вокруг самого уважаемого человека. Семьи могут кочевать с места на место, из одной деревни в другую. Полные миграции деревень происходят по мере истощения природных ресурсов или при возникновении непонимания между соседними «ячейками общества», где-то через 5-6 лет.

Существует мнение, что эти дикари агрессивны и озлоблены. Возможно, такие особенности поведения выработались в ответ на агрессию добытчиков природных камней.

Корубо

Рисунок 3 . Корубо
Рисунок 3 . Корубо

На нашей планете, как ни странно, существуют племена людоедов. Ярким примером являются корубо. Живут они в Бразилии, по направлению к перуанской границе. Характер имеют воинственный и агрессивный. С целью пропитания охотятся на диких животных, но могут совершать каннибалические набеги на соседние деревни.

Нравственных ценностей для них не существует. В племени бытует принцип: выживает сильнейший. Новорожденных детей с дефектами развития лишают жизни, больных инфекционными болезнями изолируют, убивают.

Орудия охоты несовременные: используются дубинки и отравленные стрелы. Но стреляют корубо метко и четко. Двигаясь бесшумно в джунглях, они в 100% случаев добьются своей цели.

По половому признаку привилегий в племени нет. Женщину будут почитать только в том случае, если она старше по возрасту. Это же касается мужских привилегий.

Для жизни им многого не нужно. Построив самую примитивную хижину и накрыв ее пальмовыми листьями, они прячутся здесь от дождя и солнца, пережидают непогоду.

Чаще ходят голыми, на теле рисуют иероглифы. В контакт с внешним миром стараются не вступать, предпочитают жить самостоятельно и изолированно.

Амондава

Рисунок 4. Амондава
Рисунок 4. Амондава

В 1986 году на контакт с внешним миром вышло племя амондава. Проживает оно в Бразильской Амазонии и гордится особенностями своей жизни.

Дело в том, что они не приемлют понятия «время», не считают дни и годы, за что получили название «вневременного племени». Смена времен года для них выражается в наступлении сезона дождей либо знойной жары. Сутки подразделяются на день и ночь. Интересно, что отсчитывать возраст они привыкли путем смены своих имен.

Занимаются охотой и рыбалкой, большую часть времени посвящают земледелию. Несмотря на то, что племя дикое, его нельзя назвать воинственным. Они даже постепенно осваивают португальский язык.

Каяпо

Рисунок 5. Каяпо
Рисунок 5. Каяпо

Индейская народность, которая проживает на востоке Бразилии и имеет самопридуманное название «мебенгокре» («народ источника»), — это каяпо.

Добывать пропитание они научились с помощью охоты и рыбалки. Женщины занимаются собирательством и выращиванием кукурузы. Существует у каяпо ремесло: они искусно плетут корзины.

Поселяются в природе семьями. Несмотря на то, что практикуется полигиния, семья немногочисленна. По традиции дома располагаются по кольцу вокруг центрального жилища сильного мужчины и имеют прямоугольную форму без острых углов.

Поддерживают обычай ходить голыми. Но можно встретить и таких, которые не против заменить набедренные повязки шортами или бриджами. Любят разукрашивать себя красками, которые получают из сока орехов, растений, природных смол.

В пищу употребляют овощи, мясо, рыбу. Научены запекать блюда в земляной печи.

Интересна особенность прокалывать уши независимо от половой принадлежности. Серьги изготавливают из всего, что попадется под руку: дерево, металл, хлопок. Численность племени сегодня — 7 000 человек.

Нуба

Рисунок 6. Нуба
Рисунок 6. Нуба

В Нубийских горах, а точнее, в Южном Кордофане обитает народность нуба. Это более 1 млн человек, которых ученые считают потомками кушитов. В основном нуба — исламисты, однако на обитателей горных районов велико влияние шаманизма.

Следует помнить, что сегодня существует две народности: нуба и нубийцы, которые ранее были объединены в одну. Нубийцы проживают на равнинах, нуба — в Нубийских предгорьях.

Основными занятиями являются выращивание проса и животноводство. В свободное от работы время, а особенно в брачный период, любят потанцевать. Существует и местный вариант борьбы, на состязание по которой собираются практически все.

Разукрашивают свое тело не только девушки. Этим искусством с удовольствием пользуются и мужчины племени. А вот макияж у женской половины действительно уникален: узоры из прямых линий, рубцов, пирсинг нижней губы с кварцевыми вставками.

Сегодня численность нуба около 10 тыс. человек. У них свой язык и ни с кем не контактирующая цивилизация. Ученые даже выделили отдельное лингвистическое направление.

Те, кто контактировал с представителями нуба, отмечают их чрезвычайную жизнерадостность. Они все время улыбаются, не знают дурных мыслей, предпочитают не делать злых дел.

Размножение не обязывает к браку. Мужчина может иметь любовную связь с женщиной, но не сыграет с ней свадьбу, пока не построит дом. До этого времени он может проживать даже в загоне с животными.

Мурси

Рисунок 7. Мурси
Рисунок 7. Мурси

Африканский континент — родина одного из интересных диких племен — мурси. Обитают они на юге Эфиопии, вдоль долины Омо.

Узнать их по внешности просто: у женщин в нижней губе вставлена большая тарелка из глины. Ритуал этого действия можно назвать ужасным: в 15-16-летнем возраста девочкам выбивают два зуба, надрезают нижнюю губу и вставляют пластину. Со временем кожа губы растягивается, и размер пластины увеличивают. Чем больший диаметр будет у такого «украшения», тем ценнее невеста, а, значит, больший выкуп получит семья на свадьбе.

Существуют и традиции украшать тела узорами из шрамов, которые остаются не только после ссадин или порезов. В место искусственного разреза могут вставлять различные предметы, насекомых, даже ядовитые материалы. Чем ярче будет заживляющая реакция организма, тем результативнее процесс.

Распределение обязанностей в племени неординарно. Женщины отвечают за строительство и содержание дома, еду, поиски воды, воспитание детей. Мужчины — защитники жилища и скотоводы. Выпасая животных, они часто вступают в межличностные конфликты, решение которых также лежит на них.

Хамер

Рисунок 8. Хамер
Рисунок 8. Хамер

Одной из этнических народностей Эфиопии является хамер. Повышенный интерес к ней обусловлен рядом особенностей. Так, внешне это высокие симпатичные люди, щедро украшающие свои тела всяческими побрякушками. Медные ожерелья, яркие крупные бусы, разнообразные детали костюмов — это делает их неординарными туземцами, привлекающими путешественников. Скелет лица отличается высокими скулами и широким носом, комплекция статная и утонченная.

По опубликованным данным, количество хамеров составляет от 35 до 50 тысяч. Их история сравнительно стара: первые представители племени были замечены в 5-м веке нашей эры.

Народ очень дружелюбный, любимое занятие — пчеловодство. Показателем достатка является количество коров в семье. Такого же вида обменная валюта.

Не придают значения хамеры таким формальностям, как имя, возраст, паспорт и другие документы. Их не интересуют блага цивилизации, хотя, как отмечают некоторые туристы, у многих мобильные телефоны все-таки есть.

Девочка взрослеет рано, по мере появления вторичных половых признаков она выходит замуж. В семье многоженство, жены покупаются мужчиной в обмен на коров. Наиболее важным делом хамеры считают рождение детей. Молодая жена не перестает рожать, пока ее организм не истощается. Затем мужчина женится вновь. Однако обязанности у мужа все-таки есть: он должен построить для каждой жены дом, куда она принесет свое «приданое».

Обожают хамеры пиво, изготавливают его самостоятельно, используя кукурузу и манилу.

Часто спины и ягодицы женщин исполосованы шрамами. Они считают, что удары мужчин свидетельствуют о большой любви.

Бушмены

Рисунок 9. Бушмены
Рисунок 9. Бушмены

Совсем не похожи на хамеров представители бушменов. Племя необычное и загадочное. Живет в Африке, до настоящего времени сохранив уклад давних веков. Поражает наивность их рассуждения и архаичные жизненные устои.

Они постоянно бродят по пустыне, собирают плоды и корешки растений. Мужчины охотятся за антилопами. Семьи не имеют постоянного места жительства. Когда день клонится к закату, подобрав подходящее место, они роют ямки и укладываются в них, накрывая тело ветками либо травой. Если на их пути встречается большой запас еды, они задерживаются здесь дольше, располагаясь в кустах на земле. Такой быт кажется им нормальным: без условностей, обязанностей и ограничений свободы.

В пищу употребляют все, что встречают на пути: саранчу, ящериц, многоножек, насекомых, гусениц, хотя никогда не откажутся от мяса, поджаренного на углях. Живя в пустыне, как и все другие, испытывают недостаток воды, однако умеют ее добывать и обеспечивать себя и своих детей. Порой прибегают даже к таким способам, как сбор росы на листьях. Кроме того, они настоящие знатоки трав, кореньев, плодов. Используют сполна природные богатства для поправки своего здоровья и поднятия силы духа.

Неизведанный мир цивилизации для них чужд, может быть потому, что слишком много горя принесли завоеватели. В специальных обзорах описан жестокий обычай женщин бушменов убивать своего ребенка, если он родился ранее чем через 3 года после предыдущего. Это объясняется неспособностью матери прокормить много детей.

Масаи

Рисунок 10. Масаи
Рисунок 10. Масаи

Одним из символов кенийской культуры можно назвать масаи — племя, образ жизни которого можно смело назвать старинным. Их количество до миллиона человек, говорят они на африканском языке маа.

Любят масаи работать на земле, добывая пропитание себе и своим детям. Однако больше характерно это для женщин. Наилучший мужчина для них — воин. Ему поклоняются, почитают, на его примере воспитывают подрастающее поколение.

Женщины любят себя украшать. Наиболее популярным украшением является прокол и растяжка мочки уха. Еще они бреют головы и удаляют два нижних зуба — так требует их народная медицина. Обручи в ушах носят и представители сильного пола.

Популярно у масаи скотоводство, причем продукты этого занятия используются практически без остатка: мясо, молоко и кровь употребляются в пищу, шкуры подстилаются во время отдыха на землю, из навоза сооружают крыши для своих хижин.

Достаток семьи определяется количеством скота, мужчина сможет жениться, в том числе на последующих женщинах, только в том случае, когда будет достойно обеспечивать всех жен и детей.

Одежды предпочитают носить ярких расцветок. Она поднимает им настроение и располагает к танцам, самозабвенным, выразительным. Танцуя, они поют необычные, харизматичные песни.

Масаи: из жары в холод:

23 февраля 2019