Новинка от «РЖД»: как выглядит 2-этажный поезд внутри

Новинка от «РЖД»: как выглядит 2-этажный поезд внутри

Идея создания 2-этажных вагонов возникла еще в 1905 году. Но из-за нестабильной политической ситуации их так и не ввели в эксплуатацию. Вторая попытка предпринималась при Хрущеве – и снова неудача. В 2013 году пассажиры смогли по достоинству оценить все преимущества и недостатки двухэтажного поезда, отправившись по маршруту Москва — Адлер.

Многие из нас не только знают, как выглядит первый двухэтажный поезд «РЖД», но и успели на нём «покататься». Руководство «Железных Дорог» называет его современным и комфортабельным, но так ли это на самом деле?

История создания двухэтажных поездов

Рисунок 1. Вагон модели 1983 г.

История появления двухэтажных поездов на железных дорогах России началась более 100 лет назад. Первый такой вагон появился в 1905 г. Построил его всё тот же Тверской вагоностроительный завод. Однако идея провалилась ввиду того, что Россия погрязла в многочисленных войнах того периода.

Позже предпринималась ещё одна попытка внедрения вагонов в два этажа. Происходило это при Хрущёве. Для этого использовалась продукция, изготовленная конструкторами братской ГДР. Первые тестовые экземпляры применялись на маршруте Львов-Ковель.

На их основе были разработаны советские образцы, предназначавшиеся для экскурсионных поездок:

  • Первый этаж — спальное купе.
  • Второй — сидячие с обзорным панорамным остеклением.

Созданный на Ленинградском заводе прототип в 1983 г., фото которого представлено чуть выше, совершил 24 поездки на линии Москва-Рязань, но идея так и не пошла в массовую реализацию.

История появления современных 2-этажных поездов начинается с 2009 г., когда ОАО «РЖД» утвердило техзадание на создание нового модельного ряда. В результате первый российский поезд такого плана отправился из Москвы в Адлер 1 ноября 2013 г.

Технические характеристики

Рисунок 2. Сравнительные технические характеристики

Технические характеристики, в частности, вместительность зависит от типа конструкции.

Таблица 1. Вместительность и расположение мест в двухэтажных вагонах РЖД
Тип вагона Расположение мест на 1-м этаже Расположение мест на 2-м этаже Количество мест
Купейный 1-32 81-112 64 вместо 36
Штабной 1-26 81-104 50 вместо 18-24
СВ 1-14 81-96 30 вместо 18
С местами для сидения 1-го класса
  • 1-43
  • VIP купе (№ 133, 134)
81-121 133
С местами для сидения 2-го класса 1-50 81-132 132

Снабжение электроэнергией происходит от головного электропоезда с установленной на нём системой спутниковой связи и навигации (ГЛОНАСС).

При высоте снаружи 5,25 м его вес всего 64-66 т, что на 8 т тяжелее одноэтажного. При этом вместительность таких модификаций почти в 2 раза больше прежних.

Интерьер вагонов

Рисунок 3. Переход между этажами

По отзывам людей, успевших воспользоваться двухэтажными вагонами, ехать в них комфортно, но не настолько, как в одноэтажных. В первую очередь неудобство заключается в том, что его внутренняя высота несколько ниже стандартной. Это становится причиной того, что сесть на верхней полке взрослый человек не сможет. На всём протяжении пути он будет вынужден находиться в лежачем или полулежачем состоянии.

Во всём остальном его можно назвать комфортабельным:

  • Вход оборудован специальным подъёмником, позволяющим пассажирам в инвалидной коляске попасть внутрь, не покидая каталку.
  • Присутствует система современного кондиционирования.
  • В каждом вагоне есть 3 биотуалета.
  • На тыльной стороне коридора установлено табло, показывающее температуру.
  • Внутренние проходы оборудованы в том же стиле, что и одноэтажные, одинаковой ширины.
  • Лестница на 2-й этаж не крутая, с зеркалом на стене, позволяющим поднимающимся видеть спускающихся и избежать пробок.
  • Стыки между вагонами выполнены в современной компоновке, теперь здесь ничего не гремит и не грохочет, всё герметично.

Вагоны оборудованы современной системой видеонаблюдения, позволяющей проводникам контролировать происходящее.

Плюсы и минусы 2-этажного поезда

Рисунок 4. Подъёмный механизм для инвалидов-колясочников

Если начать с преимуществ двухэтажного поезда, в первую очередь следует отметить снижение стоимости проезда. Это произошло из-за увеличившейся вместительности вагонов в сравнении с одноэтажными. Помимо этого, встречаются и другие достоинства:

  • Срок эксплуатации вагонов увеличен с 28 до 40 лет.
  • Конструкционная скорость увеличилась до 160 км/ч (на 14%).
  • В купе теперь 2 розетки на 220V, и расположены они не под столиком, а в более доступных местах, у изголовья пассажира.
  • Наличие раздельных контейнеров для сбора мусора, предназначенных для пластика и других отходов.
  • Душ и бесплатный интернет, предусмотренные пока ещё не на всех маршрутах.

Недостатков, к сожалению, здесь больше:

  • Хотя 2-этажный поезд и оборудован подъёмником для посадки инвалидов-колясочников, после попадания внутрь им предстоит преодолеть ещё 4 ступеньки для попадания в центральный проход вагона. Здесь уже никаких современных устройств нет, и им придётся обращаться за помощью к сопровождающим и проводникам. Говорить о том, как они попадут на второй этаж и вовсе не имеет смысла.
  • Любопытным нюансом можно назвать откидную сетчатую полочку, знакомую нам из старых вагонов. Как она попала в современную конструкцию, выполненную с учётом инновационных технологий, неизвестно. Итак, атрибут советских поездов сохранился и в двухэтажном.
  • Хотя количество туалетов и увеличилось, путём простого арифметического действия можно определить, что в одноэтажном (при 2 туалетах) на каждый из них приходится 18 пассажиров. В новом при большем количестве мест соотношение увеличивается до 21, то есть вероятность того, что утром придётся «топтаться» в очереди, выше.
  • Стандартный титан в коридоре теперь отсутствует. Вместо него классический кулер в купе проводников. Скорее всего, можно назвать это достоинством, ведь теперь в дороге можно набрать и холодной питьевой воды, но для некоторых путешественников наличие титана определяется как своеобразная романтика, которая теперь осталась в прошлом.

В принципе, если покупать места на нижнем этаже, для обычного человека разницы почти не будет. Единственное, на что он сможет обратить внимание, это немного большее время, потраченное на посадку и высадку из-за увеличившегося количества пассажиров.

Прогнозы и перспективы

Использование двухэтажных вагонов позволяет существенно увеличить провозную способность и разгрузить линии с высоким пассажиропотоком. Руководство «РЖД» уверено, что значимых проблем на пути их внедрения нет. Приемлемая высота позволяет проходить под всеми мостами, эстакадами и тоннелями крупных железнодорожных магистралей.

Прогрессирующее внедрение 2-этажных вагонов станет причиной сокращения эксплуатационных трат на транспортировку пассажиров благодаря снижению количества потребляемой электроэнергии и расходов, связанных с техническим обслуживанием подвижных составов.

Хотя цена нового 2-этажного вагона дороже старого, при увеличенном на 43% сроке его службы и снижении эксплуатационных затрат для «РЖД» он выглядит более перспективным. Согласно информации, предоставленной пресс-службой перевозчика, один вагон должен окупиться за 20 лет.

Видео

Обзор от случайного блогера

11 февраля 2019