Идея создания 2-этажных вагонов возникла еще в 1905 году. Но из-за нестабильной политической ситуации их так и не ввели в эксплуатацию. Вторая попытка предпринималась при Хрущеве – и снова неудача. В 2013 году пассажиры смогли по достоинству оценить все преимущества и недостатки двухэтажного поезда, отправившись по маршруту Москва — Адлер.
Многие из нас не только знают, как выглядит первый двухэтажный поезд «РЖД», но и успели на нём «покататься». Руководство «Железных Дорог» называет его современным и комфортабельным, но так ли это на самом деле?
История создания двухэтажных поездов
История появления двухэтажных поездов на железных дорогах России началась более 100 лет назад. Первый такой вагон появился в 1905 г. Построил его всё тот же Тверской вагоностроительный завод. Однако идея провалилась ввиду того, что Россия погрязла в многочисленных войнах того периода.
Позже предпринималась ещё одна попытка внедрения вагонов в два этажа. Происходило это при Хрущёве. Для этого использовалась продукция, изготовленная конструкторами братской ГДР. Первые тестовые экземпляры применялись на маршруте Львов-Ковель.
На их основе были разработаны советские образцы, предназначавшиеся для экскурсионных поездок:
- Первый этаж — спальное купе.
- Второй — сидячие с обзорным панорамным остеклением.
Созданный на Ленинградском заводе прототип в 1983 г., фото которого представлено чуть выше, совершил 24 поездки на линии Москва-Рязань, но идея так и не пошла в массовую реализацию.
История появления современных 2-этажных поездов начинается с 2009 г., когда ОАО «РЖД» утвердило техзадание на создание нового модельного ряда. В результате первый российский поезд такого плана отправился из Москвы в Адлер 1 ноября 2013 г.
Технические характеристики
Технические характеристики, в частности, вместительность зависит от типа конструкции.
Тип вагона | Расположение мест на 1-м этаже | Расположение мест на 2-м этаже | Количество мест |
Купейный | 1-32 | 81-112 | 64 вместо 36 |
Штабной | 1-26 | 81-104 | 50 вместо 18-24 |
СВ | 1-14 | 81-96 | 30 вместо 18 |
С местами для сидения 1-го класса |
|
81-121 | 133 |
С местами для сидения 2-го класса | 1-50 | 81-132 | 132 |
Снабжение электроэнергией происходит от головного электропоезда с установленной на нём системой спутниковой связи и навигации (ГЛОНАСС).
При высоте снаружи 5,25 м его вес всего 64-66 т, что на 8 т тяжелее одноэтажного. При этом вместительность таких модификаций почти в 2 раза больше прежних.
Интерьер вагонов
По отзывам людей, успевших воспользоваться двухэтажными вагонами, ехать в них комфортно, но не настолько, как в одноэтажных. В первую очередь неудобство заключается в том, что его внутренняя высота несколько ниже стандартной. Это становится причиной того, что сесть на верхней полке взрослый человек не сможет. На всём протяжении пути он будет вынужден находиться в лежачем или полулежачем состоянии.
Во всём остальном его можно назвать комфортабельным:
- Вход оборудован специальным подъёмником, позволяющим пассажирам в инвалидной коляске попасть внутрь, не покидая каталку.
- Присутствует система современного кондиционирования.
- В каждом вагоне есть 3 биотуалета.
- На тыльной стороне коридора установлено табло, показывающее температуру.
- Внутренние проходы оборудованы в том же стиле, что и одноэтажные, одинаковой ширины.
- Лестница на 2-й этаж не крутая, с зеркалом на стене, позволяющим поднимающимся видеть спускающихся и избежать пробок.
- Стыки между вагонами выполнены в современной компоновке, теперь здесь ничего не гремит и не грохочет, всё герметично.
Вагоны оборудованы современной системой видеонаблюдения, позволяющей проводникам контролировать происходящее.
Плюсы и минусы 2-этажного поезда
Если начать с преимуществ двухэтажного поезда, в первую очередь следует отметить снижение стоимости проезда. Это произошло из-за увеличившейся вместительности вагонов в сравнении с одноэтажными. Помимо этого, встречаются и другие достоинства:
- Срок эксплуатации вагонов увеличен с 28 до 40 лет.
- Конструкционная скорость увеличилась до 160 км/ч (на 14%).
- В купе теперь 2 розетки на 220V, и расположены они не под столиком, а в более доступных местах, у изголовья пассажира.
- Наличие раздельных контейнеров для сбора мусора, предназначенных для пластика и других отходов.
- Душ и бесплатный интернет, предусмотренные пока ещё не на всех маршрутах.
Недостатков, к сожалению, здесь больше:
- Хотя 2-этажный поезд и оборудован подъёмником для посадки инвалидов-колясочников, после попадания внутрь им предстоит преодолеть ещё 4 ступеньки для попадания в центральный проход вагона. Здесь уже никаких современных устройств нет, и им придётся обращаться за помощью к сопровождающим и проводникам. Говорить о том, как они попадут на второй этаж и вовсе не имеет смысла.
- Любопытным нюансом можно назвать откидную сетчатую полочку, знакомую нам из старых вагонов. Как она попала в современную конструкцию, выполненную с учётом инновационных технологий, неизвестно. Итак, атрибут советских поездов сохранился и в двухэтажном.
- Хотя количество туалетов и увеличилось, путём простого арифметического действия можно определить, что в одноэтажном (при 2 туалетах) на каждый из них приходится 18 пассажиров. В новом при большем количестве мест соотношение увеличивается до 21, то есть вероятность того, что утром придётся «топтаться» в очереди, выше.
- Стандартный титан в коридоре теперь отсутствует. Вместо него классический кулер в купе проводников. Скорее всего, можно назвать это достоинством, ведь теперь в дороге можно набрать и холодной питьевой воды, но для некоторых путешественников наличие титана определяется как своеобразная романтика, которая теперь осталась в прошлом.
В принципе, если покупать места на нижнем этаже, для обычного человека разницы почти не будет. Единственное, на что он сможет обратить внимание, это немного большее время, потраченное на посадку и высадку из-за увеличившегося количества пассажиров.
Прогнозы и перспективы
Использование двухэтажных вагонов позволяет существенно увеличить провозную способность и разгрузить линии с высоким пассажиропотоком. Руководство «РЖД» уверено, что значимых проблем на пути их внедрения нет. Приемлемая высота позволяет проходить под всеми мостами, эстакадами и тоннелями крупных железнодорожных магистралей.
Прогрессирующее внедрение 2-этажных вагонов станет причиной сокращения эксплуатационных трат на транспортировку пассажиров благодаря снижению количества потребляемой электроэнергии и расходов, связанных с техническим обслуживанием подвижных составов.
Хотя цена нового 2-этажного вагона дороже старого, при увеличенном на 43% сроке его службы и снижении эксплуатационных затрат для «РЖД» он выглядит более перспективным. Согласно информации, предоставленной пресс-службой перевозчика, один вагон должен окупиться за 20 лет.
Видео
Обзор от случайного блогера