Аэробус А380 является одним из самых больших самолетов в мире. Его производитель — компания Airbus S.A.S, штаб которой находится во Франции.
Самый большой и самый роскошный авиалайнер в мире — это Аэробус А380. Тем, кто мало знаком с миром пассажирской авиации, сообщаем, что это первый двухпалубный широкофюзеляжный самолёт, построенный в XXI веке. Прозвище гиганта — «Супер Джамбо».
А380 детище европейской компании Airbus S.A.S, штаб которой находится во Франции. Несмотря на 15-летнюю историю проекта и его перспективность, судьба самолёта-гиганта предопределена. Далее расскажем, как родилась идея построить столь вместительный лайнер, какие модификации А380 существуют и что ожидает «Супер Джамбо» в ближайшем будущем.
История создания аэробуса
Так случилось, что к концу ХХ века компании Airbus и Boeing стали монополистами на рынке авиастроения и конкурируют между собой «ноздря в ноздрю». Европейцам долго не давал покоя Боинг-747 «Джамбо Джет». Это двухпалубный американский флагман пассажирской авиации, бороздящий небесные просторы с 1970-х годов. Стоит сказать, что в 70-м году «родился» сам концерн Airbus путём слияния нескольких национальных авиастроительных компаний из Франции, Германии, Великобритании и Испании.
В конце 80-х мир стал забывать о минувших топливных кризисах. Европа была на подъёме. С 1988 года авиакомпания Airbus задумала построить свой двухпалубный, широкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер. Таким образом, европейцы планировали прекратить доминирование Boeing-747 в воздухе. Анонс строительства самолёта состоялся в 1994 году. Разработка получила кодовый индекс A3XX. Инженеры планировали скомпоновать 2 фюзеляжа от моделей А340, но задумка оказалась провальной из-за большой массы самолёта.
После непродолжительных раздумий конструкторы предоставили производственной комиссии модель двухпалубного лайнера. Проект прошёл аттестацию, и с 2000 года развернулись работы над строительством машины. Начальный бюджет производственного цикла составлял 8,8 млн €. Самолёту присвоили индекс А380. К 2005 году было построено 5 экспериментальных машин. Все они проходили испытания в различных уголках планеты до конца 2006 года. В том же году самолёт был сертифицирован.
Каждый лайнер А380 состоит из 4 млн компонентов и 2,5 млн деталей, которые производят 1 500 компаний из 30 стран. Например, фюзеляж состоит из модулей, которые производят в Германии и везут на сборку во Францию специальными кораблями. Крылья делают в Британии, и также доставляют на завод морским путём. Ежемесячно Airbus отдаёт заказчикам 2-3 самолёта.
Схема салона и лучшие места
Фюзеляж лайнера скомпонован из верхней и нижней палубы, которые соединяют 2 лестницы в носовой и хвостовой части самолёта. Стандартные комплектации А380 оборудованы первым классом, бизнес-эконом классом, премиум и эконом-классами. Полная вместимость лайнера 853-933 пассажиров.
Кабина пилотов
В носовой части нижней палубы расположена кабина для 2 пилотов. Она стандартного типа для всех самолётов «Эйрбас». Это принципиальный ход компании, дабы не переучивать лётчиков. Панель приборов выполнена из множества жидкокристаллических дисплеев. Здесь нет штурвалов. Вместо них с внешней стороны кресел пилотов установлены джойстики управления.
Первый класс
2 лестницы на верхнюю палубу находятся следом за кабиной летчиков и в хвостовой части самолёта. В носовой части раскинулся салон первого класса. Уровень комфорта и обслуживания здесь таков, что пассажиры чувствуют себя словно в 5-звёздочном отеле. Всего в 1-м классе установлено 14 кают (кресел-кабинок) в 4 ряда. Каждый пассажир летит в приватной обстановке и может легко обустроить сидячее место в кровать. В каюте есть 27-дюймовый монитор и персональный мини-бар со спиртными напитками. В начале и конце салона расположены туалетные комнаты, душевая кабина и 2 мини-кухни.
В первом классе есть недостаток — пассажиры переднего и заднего рядов соседствуют с туалетными комнатами, кафе (камбузом) и лестницей на первую палубу. Многим такие места не импонируют.
Бизнес-класс
Следом за первым классом, до самого хвоста самолёта, расположился салон бизнес-класса. Здесь также установлены приватные кресла, но менее закрытого типа. Всего салон начитывает 8 горизонтальных и 20 продольных рядов кресел, способных разместить 76 человек. Пассажир может легко превратить кресло в лежачее место. Расстояние между в проходах довольно большие, и люди не мешают друг другу. В начале и конце салона есть мини-кухни. А между 21 и 22 рядом (у первого аварийного выхода), расположился мини-бар.
Эконом-класс
Нижняя палуба разместила 88 продольных и 3 горизонтальных ряда. Горизонтальные ряды скомпонованы по схеме 3-4-3. Кресла откидные и отличаются завидным комфортом в сравнении с другими самолётами. Расстояние между рядами 80 см, что соответствует мировому стандарту. Есть персональные: подушки, плед и стереонаушники.
Перед каждым пассажиром находится монитор, встроенный в спинку впереди расположенного сидения. На этом мониторе возможно просматривать: 2 500 ТВ каналов, видео или слушать аудио. Есть возможность платного выхода в интернет и USB порт. На палубе находятся 2 мини-кухни и 3 санузла.
Лучшие и худшие места
Как стало понятно, лучшие места в салонах 1-го и бизнес классов. Но нежелательно занимать 1, 4, 6, 22, 23 и 26-й ряды на второй палубе. Потому что 1, 4 и 26-й ряды находятся вблизи санузлов и лестниц на нижнюю палубу. А 6, 22 и 23-й расположены вблизи мини-кухонь.
Касаемо нижней палубы, то там нежелательно занимать 43, 65, 66 и 88-й ряды, так как они находятся вблизи туалетных кабинок. В этой зоне постоянно ходят или ожидают своей очереди пассажиры. Вблизи средних рядов 51, 52, 79, 80 находятся мини-кафе. В проходах могут быть постоянные движения пассажиров за провиантом, что тоже может нести дискомфорт некоторым людям.
Самыми лучшими рядами эконом-класса считаются места в среднем проходе под номерами 45, 54, 67 и 82. Но в 67 ряду нельзя размещать беременных женщин, детей, инвалидов и пассажиров с животными.
Лучшие места | Хорошие места | Плохие места |
---|---|---|
45 и 54 D, E, F, G | 43 и 52 A, B, C, H, J, K | 50, 79 и 88 A, B, C, H, J, K |
68 и 81 A, K | 67 B, C, D, E, F, G, H, J | 51 и 78 D, E, F, G |
80 D, C, H, J | 65 A, B, C, D, E, F, G, H | |
66 H, J, K |
Устройство и технические характеристики
Модель Аэробус А380 — это широкофюзеляжная конструкция пассажирского самолёта с 4 реактивными двигателями. В мире не существует большего по размерам двухпалубного авиалайнера. Предлагаем ознакомиться с техническими характеристиками «Супер Джамбо».
Параметры | А380 | A380 plus | |
---|---|---|---|
Годы производства | 2005 – | 2016 – | |
Пассажировместимость, чел. | 853 | 933 | |
Экипаж, чел. | 2 | 2 | |
Длина, м | 79,8 | ||
Высота, м | 24,1 | ||
Размах крыла, м | 79,8 | ||
Масса без нагрузки, кг | 276 800 | ||
Масса максимальная, взлётная, кг | 560 000 | 578 000 | |
Вместимость топлива, т | 325 | ||
Максимальная скорость, км/ч | 1 020 | ||
Крейсерский ход, км/ч | 945 | ||
Максимальная дальность полёта км | 15 200 | 15 756 | |
Потолок, м | 13 115 | ||
Двигатели (один из вариантов) | R-R Trent 970 — 4 шт. (Rolls-Royce)
Alliance GP7270 — 4 шт. (Engine Alliance) |
Двигатели от Rolls-Royce турбовентиляторные 3-вальные, а силовые установки Engine Alliance — 2-вальные.
Модификации А380
За 15-летний цикл производства в мире появилось 235 самолётов А380. На базе прототипа «Супер Джамбо» разработаны различные модификации. Некоторые уже давно летают, а другие только тестируются или находятся в разработке. Вот перечень всего семейства:
- А380-800/842/861/862 — это базовая модель лайнера с различной силовой установкой: R-R Trent 970 либо Alliance GP7270.
- А380-800F — грузовой самолёт модельного ряда, правда его производство приостановлено, так как компания отдала приоритет пассажирским лайнерам.
- А380-900 — модифицированная версия пассажирского самолёта с удлинённым фюзеляжем на 7 м для более высокой пассажировместимости. Машина находится в стадии разработки.
- А380-1000 — самолёт будущего, способный взять на борт свыше 1 000 человек. Возможный ввод в эксплуатацию 2020-2025 годы.
- A380 plus — модернизированная версия прототипа, которая проходит лётные испытания. Машина меньше расходует топлива, в то время как на борт берёт на 10% больше пассажиров.
Несмотря на оптимистичный настрой, концерн Airbus с 2014 года неоднократно заявлял о планах свернуть производство А380 из-за низкого спроса со стороны авиаперевозчиков. Таким образом, концерн пытался манипулировать арабами, основными заказчиками. Но всё было тщетно. Власти ОАЭ отдали предпочтение новым А330. 14 февраля 2019 года представители «Эйрбас» заявили о полном прекращении выпуска А380 к 2021 году.
Эксплуатация аэробуса А380
В период 2007-2018 гг. французский концерн выпустил 235 самолётов «Супер Джамбо». Более 10 мировых авиакомпаний эксплуатируют машину на воздушных линиях. Основной заказчик и эксплуатант А380 это компания Emirates Airline, которая владеет 123 самолётами. Другие перевозчики эксплуатируют от 5 до 10 лайнеров.
Так как самолёт изначально позиционировался как дальнемагистральный, то его в основном используют на межконтинентальных линиях. Вот перечень основных компаний-пользователей:
- Emirates Airline;
- Singapore Airlines;
- Korean Air.
Перевозчики отдают предпочтение «Супер Джамбо», так как его эксплуатация на 10-15% дешевле конкурента Boeing-747. Это отражается на цене авиабилета, которая становится более доступной для пассажиров. Российская компания «Трансаэро» заказала в 2012 году 4 Аэробуса А380 с компоновкой салона из 3 классов на 525 человек. Лайнеры должны были поступить в 2016 году, но в 2015 году перевозчик «Трансаэро» прекратил своё существование.
Предлагаем посмотреть краткий видеообзор салона первого класса по цене $10 000: