Непростая судьба первого российского авианосца «Адмирал Кузнецов»

Непростая судьба первого российского авианосца «Адмирал Кузнецов»

Строительство авианосца «Адмирал Кузнецов» началось в 1982 году. Свой первый боевой выход в море он совершил в 1995 году, приняв участие в масштабных учениях в Средиземном море. Однако после полученных повреждений в Росляковском доке его судьба вызывает большие опасения.

Как это ни странно, но сейчас на вооружении ВМФ РФ стоит всего один авианосец, «Адмирал Кузнецов» — судно, имеющее длинную историю создания и не менее любопытный период эксплуатации.

История создания ТАКР «Адмирал Кузнецов»

Рисунок 1. Окончательный чертёж, сделанный по готовому судну

Первый эскиз проекта будущего авианесущего судна появился ещё в 1979 г. Он был практически моментально одобрен командующим ВМФ С. Горшковым, однако спустя 1 год утверждаются новые конструктивные требования, которые переносят сроки изготовления на несколько лет. Практически сразу после этого заинтересованный Горшков подаёт свой проект с внесёнными изменениями, который спустя несколько корректировок пускается в разработку.

Заказ на строительство авианосца беспрецедентных для Советского Союза размеров попадает на Николаевский судостроительный завод лишь весной 1981 г. Однако уже осенью в него снова внеслись дополнения. Завершающий проектные работы макет корабля был изготовлен в 1982 г., а в сентябре было начато строительство.

Ему присваивается имя «Рига», но после смерти генерального секретаря в ноябре 1982 г. переименовывается в «Леонид Ильич». С таким названием он просуществовал на протяжении пяти лет и в 1987 г. был назван «Тбилиси».

8.06.1989 г. приступили к швартовым испытаниям, а 21.10.1989 г. крейсер, имеющий множество недоработок, был выведен в море для испытаний взлётно-посадочных характеристик. Спустя месяц возвращается на завод для доработки.

4.10.1990 г. переименовывается в последний, четвёртый раз, а 20.01.1991 г. зачисляется в состав Северного флота.

Судьба ещё одного авианесущего флагмана «Ульяновск» еще более трагична. Его распилили на металлолом ещё на заводе.

Конструкция корабля

Рисунок 2. Больше всего дыма выделяется в момент холостого хода двигателей

Одной из ключевых особенностей «Кузнецова» является трамплин для взлёта самолётов. Он был установлен вместо паровой катапульты, монтаж и обслуживание которой сделали строительство корабля значительно дороже. Недостатком такой конструкции является невозможность использования для самолётов со слабыми двигателями.

Силовая установка состоит из 8 котлов и 4 паровых турбин. Работает двигатель на мазуте, что становится очевидным по дымности от его работы, показанной на фото. Недостатком является необходимость заправлять судно, что не позволяет обеспечить неограниченную дальность хода, зато обходится существенно проще и дешевле в ремонте и эксплуатации. К тому же заправленные топливные отсеки выполняют своеобразную защитную функцию от торпедной атаки. Общий показатель противоторпедного оборудования рассчитан выдержать взрыв, равный 400 кг в тротиловом эквиваленте.

Однажды командующему СФ ВС РФ В. Попову задали вопрос, не является ли причиной постановки судна на ремонт обильный дым из трубы. На это адмирал с усмешкой ответил такими словами, – «Только дилетанты не знают, что двигательная установка, работающая на таком дешёвом топливе, как мазут, всегда отличается повышенным дымообразованием…».

Средства самообороны и ведения боевых действий представлены в виде следующего ряда вооружения:

  • 4 шестиствольных пусковых установки ЗРК «Кинжал» (192 ракеты).
  • 8 пусковых установок «Кортик» (256 ракет).
  • 6 единиц 30-мм установок АК-630 М (48 000 снарядов).
  • 2 установки РБУ-12000 (60 противоторпедных ракет).
  • 12 пусковых установок 4К-80 «Гранит», предназначенных для поражения цели противника на расстоянии до 700 км.

Технические характеристики

Рисунок 3. Мощь конструкции

Для лучшего представления о технических характеристиках российского авианосца «Адмирал Кузнецов» ниже представлена сравнительная таблица, содержащая сведения о крупнейших авианесущих крейсерах стран-лидеров «Большой восьмёрки».

Таблица 1. Сравнительные характеристики «Адмирала Кузнецова» с иностранными аналогами
Характеристика/Название авианосца «Адмирал Кузнецов», Россия Nimitz CVN-69, США Charles de Gaulle R91, Франция HMS Queen Elizabeth, Великобритания
Длина, м 305 332,9 261,5 284
Ширина взлётной полосы, м 70 76,8 64,4 43
Водоизмещение, т 55 000 106 300 42 000 65 000
Скорость, узлы 29 30 27 25
Максимальная дальность хода, мили 8 000 Не ограничено Не ограничено 1 000
Состав авиагруппы
  • Самолёты — 28.
  • Вертолёты — 14
Самолёты и вертолёты — 90 единиц До 40 До 40
Численность экипажа, чел. 1 960 Более 5 000 1 950 Не более 1 600

Как видно из представленных сведений, некоторые характеристики отечественного авианесущего крейсера превосходят показатели представителей ВС других стран, другие, наоборот, уступают.

Эксплуатация авианосца «Адмирал Кузнецов»

После поступления в ряды Северного Флота на протяжении двух лет он проходил различные испытания и получал дополнительное оборудование, включая самолёты и вертолёты.

В 1995 г. авианосец вышел в Средиземное море, где принимал участие в крупномасштабных учениях, в ходе которых отрабатывались такие ситуации:

  • Действия экипажа при воздушных атаках.
  • Выявление и уничтожение подводной лодки противника.
  • Осуществлялись залпы из ракетного и тяжёлого артиллерийского вооружения.

В период с 12.11.2016 г. по январь 2017 г. выполняет боевые задачи в Средиземноморских водах у побережья Сирии. В докладе командующего российскими войсками генерал-полковника А. Картаполова содержатся следующие отчёты: «За 2 месяца участия в боевых действиях летчики морской авиации выполнили 420 боевых вылетов, из них — 117 ночью».

Мнения специалистов о проекте

Мысли экспертов относительно существования корабля разделяются, одни высказывают мнение, что тяжёлый крейсер не может восприниматься боевой единицей ввиду того, что вся конструкция очень опасна и дорого обходится российской экономике. Другие уверены в противоположном — если РФ намерена продолжать удерживать свои позиции в данной сфере гонки вооружений, «Адмирал Кузнецов» и иные аналоги должны существовать и поддерживаться в рабочем состоянии.

Одним из достоинств крейсера является необычность его конструкции, объединяющей в себе уникальные характеристики, позволяющие «Адмиралу Кузнецову» свободно работать в пределах Чёрного моря. Заметим, что благодаря конвенции Морнтрё, подписанной в 1936 г., проход «чистых» авианосцев через проливы Босфор и Дарданеллы запрещён. При этом Россия имеет право на проведение собственных ракетоносцев. Поэтому РФ имеет возможность маневрировать в этих водах, так как фактически «Адмирал» является тяжёлым ракетным крейсером, дополнительно выполняющим функцию авианосца.

С одной стороны, это можно рассматривать преимуществом. Другой вопрос заключается в том, нужен ли «Адмирал Кузнецов» в акватории Чёрного моря?

Повреждение авианосца: последние новости

Рисунок 4. Док Росляково

Вернувшись с боевого задания, заключавшегося в маневрировании в Средиземноморских водах у берегов Сирии, «Адмирал Кузнецов» был поставлен в док для осуществления планового ремонта и технического обслуживания. Именно здесь с ним произошло трагичное событие, ставшее причиной получения ряда повреждений.

Ночью с 29 на 30 октября 2018 г. в доке судоремонтного предприятия мурманского порта, где стоял авианосец, была отключена электроэнергия. В результате этого башня, относящаяся к плавучему доку, пошла на дно. Это послужило причиной падения на крейсер 70-тонного башенного крана.

В результате аварии была повреждена часть палубы, образовалась пробоина диаметром около 20 м. Помимо этого, стрела пронзила несколько отсеков внутри авиалайнера. Кроме технических проблем, от падения крана пострадало 4 человека из обслуживающего персонала, 1 из которых скончался через несколько дней в больнице. Ещё 1 рабочий считается пропавшим без вести — его тело так и не было обнаружено.

В настоящее время судьба единственного авианесущего крейсера ВМФ РФ «Адмирал Кузнецов» находится в подвешенном состоянии и оставляет желать лучшего. Он стоит в Росляковском доке с лежащим на его повреждённой палубе краном. Официальный представитель судоремонтного предприятия «Звёздочка» Е. Гладышев прокомментировал это запретом прокуратуры предпринимать попытки устранения последствий аварии, пока не будут завершены следственные мероприятия.

Видео

«Адмирал Кузнецов» — Первый боевой выход. Документальный проект телеканала «Звезда».

12 февраля 2019