Гибель Помпеи: трагедия древнего города

В 79 году произошло извержения вулкана Везувий, в результате которого погибло около 20 000 человек. В лица земли был стер целый город. Раскопки Помпей продолжаются и сегодня.

24 августа 79 года в результате извержения Везувия — единственного действующего вулкана на европейском континенте, исчез целый город. Гибель Помпеи некоторые называют расплатой за аморальный образ жизни, проводя параллель с Содомом и Гоморрой — библейскими городами, уничтоженными по велению Бога за грехи. В 1748 году начались систематические раскопки, в результате практически весь погребенный под слоем вулканической пыли и грязи город поднялся наверх. Падение Помпеи обернулось вечной жизнью. На сегодняшний день только четвертая часть города остается неисследованной.

История

Рисунок 1. На протяжении 250 лет Помпеи остаются самым популярным туристическим маршрутом Италии

Помпеи — античный город, образованный в VI веке до нашей эры у подножия вулкана Везувий. Это был оживленный торговый центр. Непосредственная близость к реке Сарно давала возможность выхода в Неаполитанский залив, который был практически единственным глубоководным местом у берегов Италии. Это делало порт важнейшим стратегическим пунктом.

В 89 году до нашей эры город потерял самостоятельность и стал римской колонией. По приблизительным оценкам количество горожан составляло примерно 20 тысяч человек. Возникает логичный вопрос: зачем строить поселение в непосредственной близости от вулкана? Дело в том, что Везувий не проявлял никакой активности и давно считался потухшим. Никаких наблюдений за ним не велось. Между тем по его вине было разрушено целых три города:

  • Помпеи;
  • Геркуланум;
  • Стабии.

Интересно! За 20 лет до рокового события случилось землетрясение, которое уничтожило несколько близлежащих небольших поселений. Отстроив разрушенные здания, люди забыли об этом, и жизнь быстро вошла в прежнюю колею.

Гибель города

Рисунок 2. Археологам удалось создать гипсовые слепки жертв катастрофы

Считается, что Помпеи были разрушены в августе 79 года. Историки, датируя это событие, опираются на письмо Плиния-младшего Тациту, где он по его просьбе описывает страшный день гибели города. Недавние археологические находки опровергают этот факт. На стене одного из домов была найдена надпись, сделанная углем, которая дает все основания полагать, что катастрофа произошла в октябре.

Согласно официальной версии, 24 августа во второй половине дня Везувий стал проявлять активность. Начались подземные толчки, однако никто не связывал их с угрозой извержения. Их попросту игнорировали, пока не стало поздно.

Когда началось извержение, огромное облако раскаленных камней и пыли поднялось над землей на высоту около 33 километров. Камни стали падать вниз, и люди попытались бежать. Сильное извержение вытолкнуло наружу миллионы тон различных пород. Адская смесь под названием пирокластический поток хлынула с горы на воздушной подушке, сметая все на своем пути. После обрушения потока образовалась лавина из камней. Ее верхний слой составляли облака из раскаленного газа, пыли пепла.

Интересные сведения о Везувие:

  • это единственный действующий вулкан на европейском материке;
  • по оценкам экспертов его возраст составляет 17 000 лет;
  • за время своего существования он извергался около 100 раз;
  • в 79 году тепловая энергия, выброшенная вулканом, в 100 000 раз превысила энергию от бомбы, брошенной на Хиросиму!

Если верить документам, то разрушение происходило в течение нескольких дней. И всякий раз жители слишком легкомысленно относились к очередным проявлениям опасности. Помпеи только на второй день после пробуждения вулкана по-настоящему забеспокоились, тогда, когда с неба стал сыпаться пепел, густо покрывая крыши домов и растительность. Вместе с тем появился и все больше усиливался ядовитый запах серы.

В течение 18-20 часов горячая масса из воды и пепла обволакивала все, что было на ее пути, с неба продолжали падать камни, а вулкан не переставал извергаться.

Люди пытались спасти свою жизнь, укрываясь в домах, но либо погибали под обломками, либо задыхались отравленные газом. Через два дня все закончилось. Три города были погребены под толстым слоем пепла.

Фильм ВВС «Помпеи»

Раскопки города

Рисунок 3. Четвертая часть города остается погребенной под 8-метровым слоем вулканического пепла

Везувий разрушил, но в то же время и сохранил древний город для потомков. Сегодня Помпеи — самый крупный археологический парк в мире, который входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В течение 250 лет это самый популярный туристический маршрут.

Впервые на погребенный город наткнулись в 1592 году. Архитектор Доменико Фонтана, занимавшийся прокладкой канала от реки Сарно, обнаружил участок городской стены. В 1689 году была найдена часть древнего здания с надписью «Помпеи». Систематические работы археологической группы начались только в 1748 году. Руководил процессом Рокке Хоакин Алькубьерре — военный инженер испанского происхождения.

Первые находки отправлялись в музей, а те, что не имели никакой ценности, уничтожались. Другой вектор раскопкам придал новый руководитель — француз Пьер Барде де Вильнев. Он проложил несколько тоннелей по направлению улиц и открыл несколько зданий.

До сих пор в древнем городе проходят исследовательские и реставрационные работы. Удалось извлечь из-под слоя вулканического пепла не только архитектурные сооружения, но и застывших в страшных позах жертв трагедии. На месте гибели людей археологи обнаружили пустоты, залив их гипсом, удалось восстановить все, вплоть до одежды и мимики погибших в момент трагедии.

Стили настенной живописи и фресок

Рисунок 4. Картина-тромплей «Венера в раковине» в одном из богатых домов города

Вопросом изучения настенной живописи погибшего города плотно занимался Август Мау — археолог и историк искусства германского происхождения. Он участвовал в раскопках, его особенный интерес составляла настенная живопись, стиль которой он предложил классифицировать следующим образом:

  • Инкрустационный — это облицовка стен зданий выпуклым с лицевой поверхности камнем. Это не совсем роспись, а скорее акцентирование конструктивной основы стены. Часто таким образом пытались имитировать мрамор.
  • Архитектурно-перспективный — декорации усложняются за счет новых элементов. Появляются изображения пейзажей и людей. Этому стилю свойственна попытка «обмана зрения» («тромплея»). Картины-тромплеи создаются в обширных пространствах, например, внутренних двориках, которые окружались крытой колоннадой. Пример тромплея — Венера в раковине. Она изображена в одном из богатых домов. Имитируется открытое окно, через которое открывается вид на богиню в окружении купидонов и дельфинов.
  • Орнаментальный, или канделябрный — орнаментальные композиции изображают сцены и пейзажи из мифов. Иногда изображение дополняется миниатюрой в центре стены.
  •  Фантастический, или иллюзорный — это объединение всех предыдущих стилей. Его отличает динамичность, большое количество персонажей, ирреальные строения и пейзажи. Изображения напоминают сцены из театральных постановок.

Исследователей поражает то, насколько хорошо сохранились фрески. Предполагают, что местные мастера использовали особую технику, секрет которой до сих пор не разгадан.

Городские сооружения

Во время раскопок были обнаружены здания разного назначения: административные, религиозные, жилые и хозяйственные сооружения. Среди самых значительных и интересных построек следующие объекты:

  • Форум — центр городской жизни, который был способен вместить все население Помпей. Первоначально строение использовалось как крытый рынок, а позже как здание суда.
  • Храм Юпитера — размещен в северной части форума. Это здание, построенное на 3-метровом подиуме в окружении колоннад. Вход украшали триумфальные арки.
  • Храм Аполлона — одно из древнейших религиозных сооружений города. Портик храма расписан сценами из «Илиады» Гомера.
  • Большой и Малый театр, Амфитеатр — здесь проходили зрелищные мероприятия, в том числе гладиаторские бои.
  • Термы — в городе построено несколько терм, самые большие — Стабиевы термы.
  • Лупанарии — неизменный интерес туристов составляют фрески этого здания, которые явились своего рода рекламой услуг данного заведения.

В городе сохранились и фрагменты жилых домов, вилл богатых горожан, производственные цеха, пекарни. Примерно четверть всей территории до сих пор не исследована археологами.

Последний день Помпеи в искусстве

Рисунок 5. Картина Брюллова «Последний день Помпей»

Трагическое событие стало источником вдохновения для многих артистических натур. Так, например, русский художник Карл Брюллов написал знаменитую картину «Последний день Помпей». Перед началом работы он изучал исторические материалы, в том числе письма Плиния-младшего.

Ужас рокового дня изобразили на холсте и такие известные художники, как Айвазовский, Валансьен, Джон Мартин и Гэвин Гамильтон. Однако такого эффекта, какой произвела великая картина Брюллова, не удалось достичь больше никому.

Современный кинематограф тоже не обошел стороной это потрясающее воображение событие. В 2014 году режиссером Полом Андерсоном был снят художественный фильм «Помпеи». Картина описывает события дня, погубившие около 20 000 человек.

14 августа 2019