Трагическая стройка века: история и факты о Панамском канале

Панамский канал соединяет Южную и Северную Америку. Пока его не было, путь из одного пункта в другой занимал многие месяцы, сейчас же расстояние можно преодолеть за 8-10 часов. Первый корабль пересек Панамский канал в 1914 году.

Человек циничен и ради выгоды позволяет себе многое в отношении природы. Пока Земля-матушка сносит прихоти своего ребёнка. Насыпные острова, искусственные озёра и дамбы на реках — это всё детские шалости в сравнении с разделением двух континентов. Да, человек разделил Северную и Южную Америку, прокопав между ними Панамский канал.

Победа была нелёгкой. На дистанции строительство сопровождали скандалы, крупные финансовые аферы и политические перевороты. А счёт павшим работникам исчисляется десятками тысяч. В историю «стройка века» вошла с приставкой «трагическая». Кто придумал соединить два океана, как строили водную перемычку и какую пользу приносит канал, об этом в нашем материале.

Идея объединения двух океанов

После открытия Америки мореплавателей XVI века огорчала особенность материков, разделяющих Тихий и Атлантический океаны. Обидно, что из-за какого-то 50-километрового перешейка кораблям приходилось огибать Южную Америку, чтобы попасть в Северную со стороны Тихого океана.

Рис. 1 Судоходные пути до и после строительства Панамского канала

Обходной путь занимал долгие месяцы, ведь кораблям предстояло пройти более 20 000 км. А за время пути с командой и грузом могло произойти различное бедствие. Пираты или шторма — что-нибудь из этих двух зол обязательно поджидало мореплавателей.

Открыл Панамский перешеек испанский исследователь Васко Нуньез де Бальбоа в 1513 году. В те годы человечество не имело опыта стройки протяжённых каналов. Серьёзное намерение соединить два океана отложили на долгие 366 лет. Оставалось сетовать на ландшафтную особенность материков и мечтать о водной перемычке.

Первое строительство Панамского канала

Инициатива покорить Панамский перешеек появилась у французов в 1879 году.  В роли управляющего строительством выступил Фердинанд де Лессепс. Дипломат и юрист, известный по курированию работ над Суэцким каналом. Колумбийский конгресс не смог отказать великому Фердинанду, о котором тогда ходила слава громче, чем сейчас о Билле Гейтсе.

Династия Лессепсев многовековая и постоянно служила в окружении королей. Две ветви рода известны в России как Долгорукие и Голицыны.

В 1880 году инициатор стройки организовал «Всеобщую компанию межокеанского канала». Франция выделила 600 миллионов золотых франков на 12-летнюю реализацию проекта. Начались работы. Расчёты оказались неверными, ландшафт Панамы кардинально не походил на пустыню Ближнего Востока, где Лессепс «рыл» Суэцкий канал. Не учли горы, заболоченные места и густые заросли тропических джунглей.

Рис.2. Строительство Панамского канала 1881-1914 гг.

Стало очевидным, что строительство Панамского канала по утверждённому проекту не удастся довести до конца. При этом силы природы меркли перед алчностью людей. Приближённые к рычагам бюджета методично разворовывали целевые деньги. Впоследствии выяснится, что 2/3 средств были похищены или розданы на взятки.

С 1887 года помощником Лессепса стал ещё один знаменитый человек — Александр Гюстав Эйфель, известный установкой башни в Париже. Эйфель переделал проект, добавив в схему канала шлюзы. Это повлекло удорожание строительства. Потребовалось ещё 1 миллиард 600 миллионов золотых франков, кроме выданного на старте. Французское правительство ахнуло. Их 7 лет «водили за нос».

В 1889 году Парижский трибунал закрыл «Всеобщую компанию межокеанского канала». Работы заморозили на отметке 1/6 части строительства. Лессепса, его сына Шарля и инженера Эйфеля обвинили в махинациях, присвоении и растрате казённых средств и осудили. Но благодаря амнистии махинаторы избежали тюремного заключения. В 1894 году опороченный и затравленный Фердинанд де Лессепс скончался.

Вторая стройка

В это же время свой канал планировали копать американцы, через Никарагуа. Путь длиннее, но местность равнинная и легче строить. Да и дешевле в 8-10 раз, чем у французов. На этом фоне акции Панамской стройки рухнули. Продолжать рыть канал никто не хотел. Он превратился для Франции в чемодан без ручки — нести неудобно, а бросить жалко. В итоге французы уступили Штатам начатый объект со всем оборудованием за $40 млн.

В 1903 году США отделила Панаму от Колумбии путём переворота. На руководящие посты независимого государства пришли свои люди. Они передали Америке права на безвозмездное пожизненное пользование землями вблизи канала. К стройке приступило Минобороны США.

10 октября 1913 года президент Америки Томас Вудро Вилсон с помощью кнопки телеграфа произвел последний символичный подрыв скальной породы прямо из Вашингтона. Событие носило церемониальный характер и проводилось в присутствии членов правительства. Это было официальное окончание стройки. Первый корабль под названием SS Ancon прошёл через Панамский канал 15 августа 1914 года.

Рис.3 Первый рейсовый пароход «Анкон» проходит по Панамскому каналу

Гибель рабочих

За годы стройки Панамского канала погибло больше 25 000 работников. Сложные ландшафт и климат послужили причиной массовых вспышек тропических болезней. Во время первой компании от заболеваний и несчастных случаев скончалось более 20 000 работников.

Французский врач Корнелиус Герц, тот ещё жулик, экономил на закупках лекарств и лечил больных электрическим током. Последствия такой терапии не нуждаются в описании. Впоследствии он бежал в Европу, так как в США его персона числилась среди разыскиваемых преступников.

Во время американской 9-летней стройки погибли свыше 5 500 человек. Когда на объект пришли новые подрядчики, они сразу выгнали всех больных малярией умирать куда подальше в джунгли. Благодаря новым лекарствам ХХ века и санитарным мерам администрации канала удалось эффективнее бороться с заболеваниями.

Пропускная способность

Ежегодно через Панамский канал проходит 13-14 тыс. судов различного класса. В большинстве случаев перемычка между океанами используется кораблями США. Много проходящих судов принадлежат Колумбии, Китаю, Чили, Японии и Южной Корее. Шлюзование платное. Сумма платежа зависит от водоизмещения судна. Иногда чек услуги составляет $400 тыс.

Самый маленький платёж за пересечение сделал Ричард Халлибертон в 1928 году. Писатель-путешественник оплатил транзит своей лодки в сумме 36 центов США. Ежегодная выручка Панамского канала $1,8 млрд. Чтобы попасть из Тихого океана в Атлантический или наоборот в среднем затрачивается 8-10 часов. Дабы не создавать пробку из кораблей, схему шлюзов сделали двухсторонней. Суда могут проходить навстречу друг другу в разных шлюзовых камерах.

Расширение канала

В период 2007-2016 гг.  проводились работы по расширению канала. Устанавливались дополнительные шлюзовые камеры для увеличения пропускной способности. Выстроилась 3-я нить: длина 427 м, ширина 55 м, глубина 18,3 метра. Углубили основной фарватер для встречного перемещения судов-контейнеровозов. Стоимость модернизации составила $5,2 млрд.

Рис.4 Панамский канал после расширения

Кто сегодня контролирует Панамский канал

США передала все права на Панамский канал стране, где он находится, то есть Панаме. Событие произошло 31 декабря 1999 года. Все 84 года между странами по-разному складывались отношения. Зачастую на фоне прибыли от эксплуатации водной артерии. Сильное напряжение возникло в 1964 году. После восстания дипотношения с США были разорваны на 13 лет.

В 1977 году президент США Джимми Картер составил Акт о передаче канала в собственность Панамы. В документе было прописано, что республика вступит в права владения через 22 года. Генерал Омар Торрихос принял и подписал Акт передачи. Юридический факт перехода канала к Панаме состоялся в указанный срок.

Интересные факты

За 105 лет эксплуатации Панамский канал не стал богатым на события, которые бы затмили его славу в периоды строительства. Но кое-что интересное в его бытности есть:

  • Вблизи канала строители сделали искусственное озеро Гатун. Сейчас его площадь в 425 км², а наполняется оно рекой Чагрес. Пресная вода из водохранилища питает шлюзы для прохода кораблей.
  • Частичная электрификация шлюзов осуществляется с помощью двух гидроэлектростанций мощностью 22,5 и 36 МВт, расположенных в Гатуне и возле Miraflores.
  • До 2016 года шлюзы могли пропускать суда шириной до 34 м, а после реконструкции до 55 м.
  • Вдоль канала проложена железная дорога, по которой ходят пассажирские поезда.
  • Несмотря на схему двухстороннего движения, с утра корабли проходят в сторону Карибского моря (Атлантики), а после обеда обратно, в сторону Тихого океана.
  • Канал посещают туристы, специально для них сделаны смотровые площадки с креслами.

Туристы могут посетить межокеанический музей Панамского канала, где представлены экспонаты, относящиеся к строительству. Иностранцам предлагают отправиться в район Бальбоа, где есть жилая зона канала и здание Администрации.

05 апреля 2019