Алексей Леонов: невероятная история первого человека в открытом космосе

Советский космонавт Алексей Леонов стал первым человеком, побывавшим в открытом космосе. Это произошло 18 марта 1965 года. В 10 часов утра космический корабль «Восход-2» с находящимися внутри пилотом Алексеем Леоновым и командиром Павлом Беляевым стартовал с космодрома Байконур.

На протяжении всей истории своего существования люди стремились не только узнать о космосе как можно больше, но и побывать в этой будоражащей темноте. И вот ожидаемое событие произошло: первый человек в открытом космосе. Превращение мечты в реальность осуществил советский космонавт Алексей Леонов. 18 марта 1965 г. смельчак шагнул из шлюза космического корабля «Восход-2» в бездну, оказавшись от Земли так далеко, как до этого не удавалось никому.

Подготовка к полёту

Рисунок 1. А. Леонов

Разразившаяся после Второй мировой войны гонка вооружений между Советским Союзом и Соединёнными Штатами постепенно становилась всё шире. Так, в 60-х гг. она распространилась за пределы планеты и продолжилась в космосе. Если с первым полётом человека в космос СССР опередил потенциального противника, теперь предстояло решить следующую задачу: совершить выход космонавта в открытое пространство.

Эта цель являлась первостепенной из-за возможного возникновения необходимости ремонта кораблей во время осуществления полёта и изучения иных космических тел, находящихся в просторах Вселенной.

Корабль «Восход»

Рисунок 2. Космический корабль «Восход-2»

Для того чтобы советский космонавт смог выйти в открытый космос, нужен был большой и надёжный корабль, способный продержаться там длительное время и самостоятельно вернуться на Землю. В качестве опытного образца был взят уже испытанный вариант «Восхода». Вторая модель была более доработанной, имела не только большую по площади кабину, в которой смогли свободно разместиться двое взрослых, облачённых в скафандры, но и отличалась другими характеристиками.

Модель имела надувной шлюз, предназначенный для того, чтобы при выходе космонавта не разгерметизировать весь корабль. В момент посадки она отделялась и облегчала вес на 250 кг, экономя топливо.

Технические характеристики космического корабля «Восход-2» были следующими:

  • Масса — 5 682 кг.
  • Перигей — 167 км.
  • Апогей — 475 км.
  • Наклонение орбиты — 64,8°.
  • Пройденное расстояние — 717 300 км.
  • Время полёта — 26 часов 2 минуты.

Несмотря на то, что конструкция корабля была тщательно продумана советскими инженерами, риск для пилотов оставался. Вторая модель не была испытана, так как времени на это просто не оставалось: американцы буквально наступали «на пятки» и были готовы осуществить аналогичный запуск.

Запланированный полёт и выход Леонова в открытый космос мог не состояться. Но незадолго до этого Королёв посоветовался с космонавтами, и было принято решение осуществить задуманное несмотря ни на что.

Экипировка космонавта

Рисунок 3. Подлинный скафандр и дубликат шлюза

Скафандры «Беркут», разработанные НПО «Звезда», испытывались в самолёте «Ту-104», салон которого был переоборудован в виде макета внутренностей «Восхода-2». Тренировки совершались во время коротких перелётов, проходящих по параболической траектории, необходимых для того, чтобы создать состояние невесомости.

За спиной космонавта находился ранец с необходимой системой жизнеобеспечения — таким образом, вся конструкция весила более 100 кг. Для того чтобы оценить сложность передвижения для первых советских космонавтов, следует добавить, что вся конструкция была очень неудобной. Например, для банального сжатия пальцев в кулак требовалось приложить усилие, равное 25 кг. По неофициальной версии, Алексей Леонов имел лучшую физическую форму, что и повлияло на окончательное решение в выборе его кандидатуры.

Опасность выхода в открытый космос

Следует отметить, что 60-е гг. прошлого столетия человек ещё не имел досконально известных причин возможной опасности нахождения в открытом космосе. Это объясняется тем, что сегодня бескрайнее пространство более изучено, чем более чем 50 лет назад. Из самых распространённых опасностей для космонавта можно отметить такие факторы.

Столкновение с космическим мусором, которого с каждым годом становится всё больше. На высоте более 300 км над поверхностью Земли скорость их движения составляет почти 7,7 км/сек, что в 10 раз превышает скорость пули. Стандартная песчинка имеет энергию пули, отличающуюся гораздо большей массой.

Как показывает статистика, еще большую опасность играет психологическая и эмоциональная нагрузка космонавтов, полностью подготовиться к которой тренировками просто невозможно.

Из потенциальных опасностей можно назвать непредвиденные ситуации, например, чрезмерное удаление от космического корабля.

Однако история освоения космического пространства показывает, что чаще всего непредвиденные ситуации возникали в первые полёты, как советские, так и американские. Сегодня, когда на орбитальных космических станциях постоянно работают люди, такие происшествия минимизированы.

Полёт

Рисунок 4. А. Леонов в открытом космосе

18 марта 1965 г. в 10 часов утра космический корабль «Восход-2» с находящимися внутри пилотом Алексеем Леоновым и командиром Павлом Беляевым стартовал с Байконура. Уже на земле они были облачены в скафандры — при необходимости оставшийся внутри смог помочь напарнику возвратиться на корабль. Когда они оказались на орбите, была надута шлюзовая камера, но действия, направленные на выход в открытое пространство, начались, лишь когда корабль пошёл на второй виток.

Когда Леонов покинул шлюзовую камеру, его организм подвергся значительным нагрузкам, проявившимся тахикардией, гипертермией и гипергидрозом. Всё это время сердце билось в бешеном ритме, достигая 165 ударов в минуту.

«Вышел, посмотрел — впереди Черное море, Румыния, Италия, голову поднял — Балтийское море и Куршская коса. И тихо-тихо. Я слышу, как бьётся моё сердце, слышу своё дыхание. И вдруг в этой обстановке Левитан: «Внимание-внимание! Человек вышел в открытое космическое пространство и находится в свободном плавании». У меня первая мысль — о ком это он?», — шутил он после полёта.

В общей сложности советский космонавт, впервые в мире побывавший в космосе, 5 раз отдалялся от шлюза на максимальную длину фала 5,35 м. В открытом пространстве он пробыл 12 минут 9 секунд. Несмотря на многочисленные нагрузки и высокое эмоциональное давление, основные проблемы были ещё впереди.

Непредвиденные обстоятельства

Многочисленные отработки непредвиденных ситуаций Алексей Леонов комментировал такими словами: «…Отработай хоть 1 000 вариантов, обязательно случится 1 001-й. Так и получилось…»

Избыточное давление скафандра настолько раздуло облачение космонавта, что в момент возвращения на корабль он не мог поместиться в шлюзовую камеру. Только после того, как Леонов самостоятельно понизил давление с 0,4 до 0,27 атмосфер, он смог проникнуть внутрь.

Однако из-за сложностей со скафандром и видеокамеры в руках пилот вошёл в шлюзовую камеру в неверном положении, «головой вперёд». Для того чтобы закрыть створки, взрослый человек, облачённый в скафандр, совершил невероятное — развернулся внутри своеобразной «трубы» диаметром всего 1 м.

Вторая проблема обнаружилась, когда шлюзовая камера была отстрелена и корабль летел по орбите в ожидании попадания в нужные координаты и запуска системы, отвечающей за приземление. Температурные деформации создали в люке микротрещину, из-за которой автоматика начала нагнетание кислорода. Угроза была не только в «отравлении» людей, но и возникновении вероятности взрыва, как случилось при наземных испытаниях американского корабля «Аполлон-1». Через 7 часов утечка была ликвидирована.

В книге «Мировая пилотируемая космонавтика» А. Леонов вспоминает те события следующими словами: «Серьёзных, нештатных ситуаций в моём полёте было 7, из них 3 или 4 были смертельными».

Возвращение героя на Землю

Рисунок 5. Возвращение на Байконур

Процесс приземления должен был начаться после того, как корабль облетит Землю 17 раз. Однако снова произошло непредвиденное обстоятельство — автоматическая система посадки не запустилась. В результате, экипаж получил разрешение сажать вручную. Произошло это на 18-м витке.

19 марта в 12:02:17 «Восход-2» приземлился в тайге, между Соликамском и Пермью. Сложные климатические и географические обстоятельства стали причиной того, что первые спасатели добрались до них лишь к вечеру следующего дня, а эвакуация началась лишь 21 марта. На следующий день, после расчистки площадки 70 х 200 м посреди заснеженной тайги был вывезен и «Восход-2».

Спустя 10 лет Алексей Архипович летал в космос ещё раз. Произошло это в составе экспедиции «Союз-19, Аполлон-21» в 1975 г. В этот раз полёт длился 5 суток 22 часа, но выхода в открытое пространство не было. Цели были иные.

Спустя много лет после геройского подвига советских космонавтов, в 2017 г., о полёте Алексей Леонова и Павла Беляева был снят художественный фильм. «Время первых» рассказывает не только о технической составляющей проекта, но и личностных, а также психологических переживаниях. Это позволяет в очередной раз восхититься мужеством космонавтов, внёсших неоценимый вклад в освоение космоса.

Видео

Алексей Леонов в открытом космосе:

17 апреля 2019