История создания и ТТХ Су-24: российского фронтового бомбардировщика

Производство бомбардировщика Су-24 завершилось еще в 1993 году, но самолет до сих пор находится на вооружении не только ВВС России, но и других стран мира.

Всепогодный фронтовой бомбардировщик Су-24 с крылом изменяемой стреловидности предназначен для прицельного поражения наземной и надводной цели противника ракетно-бомбовыми ударами. Идеально приспособленный для прорыва ПВО и обладающий сверхзвуковой скоростью, до сих пор остаётся в строю вооружённых сил РФ и других стран мира.

История создания самолёта

Рисунок 1. Чертёж Су-25 М, созданного на базе первой модели

История создания начинается с момента постановки на вооружение истребителя Су-7Б, разработанного ещё в середине 50-х гг. Сразу после этого планировалось начать работы над созданием нового самолёта, предназначенного для поражения малоразмерных объектов, но в результате того, что на базе этой модификации создать такой аппарат оказалось невозможно, принято решение спроектировать самолёт, получивший обозначение С-6.

Работы над проектом, неоднократно менявшем маркировку, продолжались на рубеже 60-70-х гг. прошлого века. Уже в январе 1970 г. начались государственные испытания, в результате которых устранялись многочисленные конструктивные ошибки и недоработки. В частности, одной из главных проблем стали «титановые» пожары в двигателе.

Только в конце 1976 г. начались заключительные испытательные полёты, продолжавшиеся до мая 1981 г., после чего, спустя 2 года самолёт принят на вооружение и эксплуатируется и сегодня, хотя производство завершено ещё в 1993 г.

Оружие Су-24

Рисунок 2. Оружие «Фехтовальщика»

На бомбардировщике Су-24 имеется 8 точек для подвесного оружия: 4 из них находятся под фюзеляжем, 2 под центропланом и 2 под консолями крыльев. Максимальное количество боевой нагрузки, которую самолёт может принять на свой борт, достигает 7,5 т боеприпасов, подразделяющихся на несколько видов:

  • Стрелково-пушечное, состоящее из шестиствольной 23 мм пушки ГШ-6-23 с боекомплектом в 500 выстрелов.
  • Бомбардировочное, разделяющееся на несколько групп:
  1. неуправляемые авиационные бомбы свободного падения;
  2. разовые бомбовые кассеты;
  3. зажигательные баки.
  • Неуправляемое, к которому относятся крупнокалиберные ракеты.
  • Управляемое, включающее две или четыре тактические радиоуправляемые ракеты «воздух-поверхность»

Малозаметность

Модель бомбардировщика Су-24 может быть использована для доставки в тыл противника одной тактической атомной бомбы с эквивалентной мощностью 150-300 Кт. Уникальная особенность лететь на сверхзвуковой скорости на малой высоте, вне зоны видимости для современных средств противовоздушной обороны позволяет выполнять поставленную перед экипажем задачу без потерь.

Защита

Рисунок 3. Кабина

Из средств так называемой индивидуальной защиты Су-24 можно отметить систему радионавигационного оборудования, включающую в себя высокотехнологичную аппаратуру для ближней и дальней навигации, автоматический компас, радиоприёмник и самолётный ответчик.

К средствам бортовой обороны от воздушного и наземного нападения относятся такие системы:

  • Станция радиотехнической разведки.
  • Теплогенератор.
  • Вычислительно-управляющее устройство.

Для устранения потенциальной опасности экипаж может использовать средства вооружения, установленные на борту. При необходимости люди могут экстренно эвакуироваться из кабины с помощью системы катапультирования.

ТТХ бомбардировщика и лётные характеристики

Если сравнивать внешний вид и ТТХ бомбардировщика Су-24, никаких видимых особенностей в его конструкции не прослеживается. Однако многочисленные доработки каждого отдельно взятого узла и механизма позволили создать уникальную фронтовую машину со следующими тактико-техническими характеристиками:

  • Экипаж — 2 человека.
  • Длина — 45,59 м.
  • Максимальный размах крыльев — 17,63 м.
  • Минимальный размах крыльев — 10, 36 м.
  • Вес без снаряжения — 23,7 т.
  • Максимальная скорость — 1 700 км/ч.
  • Взлётная скорость — 400 км/ч.
  • Посадочная скорость — 310 км/ч.
  • Длина перегона — 2 850 км.
  • Практический потолок — 11 5 км.
  • Длина взлётной полосы — 1,25 км.

Считается, что идея для создания Су-24 была взята с американского Ф-111. По словам О. С. Самойловича, написанным в автобиографической книге «Рядом с Сухим», в проектировании самолёта значимую роль сыграли фотографии «американца», сделанные им лично в авиасалоне Ле-Бурже-1967.

Модификации

Если сравнивать бомбардировщик Су-24 с другими военными машинами советской эпохи, сказать о том, что на его базе создано множество модификаций, нельзя. Конструктивные особенности в самолёт вносились только с целью модернизации и усовершенствования действующих версий. Так в истории производства насчитывается всего 6 модификаций:

  • Су-24 — базовая версия.
  • Су-24М — модернизированная версия, совершившая первый полёт в 1976 г. Способна лететь над поверхностью земли на высоте от 50 м.
  • Су-24М2 — версия после второй доработки, выполненной в 1999 г.
  • Су-24МК — экспортные образцы.
  • Су-24МП — постановщик радиоактивных помех. Создано всего 10 единиц.
  • Су-24МР — самолёт разведчик.

Боевое применение

Рисунок 4. Атака бомбардировщика

Боевое крещение советские бомбардировщики Сухого получили во время войны в Афганистане. Однако использовались не регулярно, а только для бомбежки в период Панджшерской операции. Вылеты осуществлялись с баз, расположенных в Узбекистане, потерь за время эксплуатации не было.

Следующее испытание для русской авиации пришлось на Чеченскую войну. Самолёты применялись в ходе обоих конфликтов. Всего за этот период было потеряно 3 Су-24.

Позже российские бомбардировщики использовались в конфликте в Южной Осетии. Официальных данных о потерях не сообщалось, хотя некоторые источники утверждают, что военные потеряли 2 самолёта.

В период бомбёжек Восточной Украины один бомбардировщик ВСУ потерян от точного попадания ракеты, выпущенной из ПЗРК, второй сбит неподалёку от посёлка Новосветловка ЛНР.

Начиная со второй половины 2015 г. российские Су-24М успешно используются для уничтожения объектов террористов запрещённой организации «Исламское государство» на территории Сирии. За этот период бомбардировщики совершили более половины боевых вылетов, 2 из которых завершились трагично:

  • 21.11.2015 — подбит турецким истребителем неподалёку от границы Сирии и Турции. Пилоты катапультировались, но один был расстрелян в момент полёта на парашюте.
  • 10.10.2017 — из-за технической неисправности самолёта потерпел крушение в момент взлёта. Оба члена экипажа погибли.

Один из наиболее громких скандалов, произошедших в период распада Советского Союза и передела вооружения, затрагивает и бомбардировщики. 14.02.1992 г. шесть полных экипажей (12 человек), дислоцирующихся в Хмельницкой области и не желающих принимать присягу на верность Украине, самопроизвольно угнали свои машины, прихватив заодно и знамя полка. Приземлились они в Смоленске.

Достоинства и недостатки Су-24

Рисунок 5. Су-24 подбитый турками и пилот, расстрелянный в воздухе

По версии английского журнала Air international, советский бомбардировщик «представляет потенциально наибольшую угрозу государствам Европы среди боевых самолётов, находящихся на вооружении фронтовой авиации ВВС СССР. Он обладает превосходными характеристиками по показателю боевая нагрузка/радиус действия и способен осуществлять вторжение в режиме следования рельефу местности».

Из недостатков самолётов можно назвать высокую техническую сложность и продолжительность подготовки пилотов для полётов на этих машинах. Именно это становится причиной частых потерь самолётов во вполне штатных обстоятельствах.

Несмотря на то, что сегодня модификации Су-24 считаются морально устаревшими, они до сих пор активно используются вооружёнными силами нескольких стран мира, в том числе и РФ, Украиной и Азербайджаном. Кроме этого, именно от их боеготовности зависит вся боеспособность ВВС.

Видео

«Фронтовой бомбардировщик»:

21 апреля 2019