История создания Ту-95: дальнего бомбардировщика под названием «Медведь»

Ту-95 до сих пор состоит на вооружении России и по многим характеристикам не уступает западным аналогам. Первый опытный образец поднялся в воздух 12 ноября 1952 года.

Советский Ту-95, прозванный НАТОвцами «Медведь», до сих пор является самым быстрым винтовым самолётом, использующимся в качестве стратегического бомбардировщика. Является единственным в мире турбовинтовым самолётом этого класса, производившимся серийно. Предназначается для атаки крылатыми ракетами объектов, расположенных глубоко в тылу противника вне зависимости от времени суток и климатических условий.

История создания Ту-95

Самолёт «Медведь» считается одним из многих символов «холодной войны» между СССР и США. Постановление о создании стратегического дальнего бомбардировщика было адресовано Конструкторскому Бюро А. Н. Туполева в 1951 г. Уже через 2 месяца созданы полноразмерные макеты, на основе которых и осуществлялись дальнейшие разработки.

Первая опытная модель построена в 1952 г. 12 ноября самолёт поднялся в небо. На испытаниях, проведённых с образцом «95-1», были выявлены недостатки, и спустя 2,5 года собрана вторая версия «95-2», совершившая первый полёт 16 февраля 1955 г.

В следующем, 1956 г., образец успешно проходит государственные испытания, демонстрируется на параде в честь Дня авиации. В следующем году на серийно производящихся модификациях начинают устанавливать усовершенствованные силовые агрегаты НК-12М, и под маркировкой Ту-95М бомбардировщик начинает поступать в ряды Вооружённых Сил СА.

Тактико-технические характеристики бомбардировщика

Рисунок 1. Тактико-технические характеристики

Самолёт Ту-95 производился в период с 1955 по 1992 гг. За это время собрано 212 единиц, из которых 2 относятся к опытным образцам, столько же произведено для испытаний и 6 машин переделаны из Ту-142. Отдельно следует заметить, что за это время разработано несколько различных модификаций, тактико-технические характеристики которых несколько отличаются друг от друга. Поэтому в таблице, представленной ниже, будут приведены сравнительные ТТХ нескольких моделей.

Таблица 1. ТТХ различных модификаций Ту-95
Характеристика/ Модель Ту-95М Ту-95 КМ Ту-95 МС
Количество человек экипажа 9 9 7
Длина, м 46,17 46,8 49,09
Размах крыльев, м 50,04 50,04 50,04
Масса пустого борта, т 84,3 90,0 98,5
Максимальный взлётный вес, т 182 182 185
Тип двигателя 4*НК-12М 4*НК-12МВ 4*НК-12МП
Мощность двигателя, л/с 4*12 000 4*15 000 4*15 000

Разница между модификациями заключалась не только в более усовершенствованных силовых агрегатах, но и в практическом использовании.

Вооружение

Рисунок 2. Бомбардировщик с крылатыми ракетами

По имеющейся бомбовой нагрузке Ту-95 существенно уступает американским конкурентам. Масса боекомплекта, который он может принять на свой борт, всего 12 000 кг. Точная характеристика зависит от модификации этого военного самолёта. Так, одни модели комплектовались крылатыми ракетами, другие — предназначались для транспортировки самой мощной на планете ядерной царь-бомбы весом 26,5 т. Хотя после испытательного взрыва, произошедшего 30 октября 1961 г., самолёт больше не взлетал, факт остаётся фактом.

Единственное, что объединяло технические характеристики моделей Ту-95 относительно вооружения — это вместительность фюзеляжного отсека. В него помещалось 12 т авиационных бомб свободного падения.

Для обеспечения собственной безопасности Ту-95 имели 23-мм авиационные пушки

Особенности конструкции

Рисунок 3. Турбовинтовые двигатели серии НК-12

Планерная часть бомбардировщика выполнена из сплава алюминия с добавлением магниевых и стальных сплавов. Крыло отклоняется от корпуса под углом в 35°. Экипаж находится в герметичных кабинах, расположенных в носу и кормовой части фюзеляжа.

В нижней средней части корпуса судна находятся бомбовые отсеки. Двигатели могут отличаться, исходя из модификации самолёта, но все они произведены на Куйбышевском моторном заводе им. Фрунзе, именуемом сегодня ПАО «Кузнецов».

В настоящее время моторы серии НК-12, показанные на фото, остаются самыми мощными турбовинтовыми в мире.

Модификации

Рисунок 4. Сброс Царь-бомбы. Самолёт, находящийся в 39 км от эпицентра, уцелел и сел на трёх двигателях

За многолетнюю историю производства Ту-95 создано множество разновидностей, некоторые из которых даже никогда не поднимались в воздух. Из наиболее известных представителей семейства советско-российских стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев можно назвать те, модели которых будут представлены в следующей таблице.

Таблица 2. Модификации Ту-95
Маркировка модели Краткая характеристика, отличие Возможная боевая нагрузка
95 Производилась с 1954 по 1957 гг. на основе второго опытного экземпляра. Собрано 30 единиц 12 т сбрасываемых бомб
95А Стратегический бомбардировщик, предназначенный для транспортировки и сброса атомного оружия с увеличенными топливными баками 12 т сбрасываемых бомб
95В Модернизированный, использовавшийся только для сброса Царь-бомбы Атомная Царь-бомба, весом 26,5 т
95М Выпускался с 1957 по 1958 гг., построено 18 единиц. Первая модель, на которую стали устанавливать куйбышевские двигатели 12 т сбрасываемых бомб
95 КМ Производились до 1980 г., построено и создано посредством переделывания почти 50 бомбардировщиков, получивших обновлённую авионику 12 т сбрасываемых бомб
95МС Одна из наиболее модернизированных моделей, активно использующаяся и сегодня 12 т сбрасываемых бомб и 16 крылатых ракет Х-101
95К-22 Образец, послуживший прототипом для создание серии МС 12 т сбрасываемых бомб и дополнительно имевших 3 крылатые ракеты Х-22

Боевые испытания крылатых ракет Х-101 прошли в 2017 г. Несколько ракетоносцев, дислоцирующихся в Энгельсе Саратовской области, нанесли сокрушительный авиаудар по позициям террористов, относящихся к запрещённой организации «Исламское государство» в Сирии.

По поводу применения современного вооружения президент РФ В. В. Путин высказался следующими словами: «Вооружения такого уровня, такого класса должны быть в центре нашего внимания». Кроме этого, он заметил, что специалистам необходимо анализировать боевой опыт при работе над ещё более перспективным оружием.

Нужно подчеркнуть, что некоторые модели Ту-95 использовались не по прямому предназначению, в качестве стратегического бомбардировщика, но и для других целей. Так за историю производства создано несколько единичных экземпляров, применяющихся в ВС:

  • Ту-95РЦ — самолёт разведчик, использующийся ВМФ РФ для указания на цели противника.
  • Ту-95У — учебная версия, 2 единицы переоборудованы под фоторазведку.
  • Ту-114 — пассажирский, находящийся в эксплуатации «Аэрофлота».
  • Ту-116 — пассажирский, для транспортировки первых лиц страны.
  • Ту-119 — самолёт-лаборатория.
  • Ту-126 — авиационный комплекс радиообнаружения и наведения.
  • Ту-142 — противолодочный самолёт.

Сравнение с конкурентами

Рисунок 5. Два главных конкурента

В сравнении с главными конкурентами, среди которых советский бомбардировщик, разработанный ОКБ Мясищева, и 2 «американца»: Б-36 «Миротворец» и Б-52 «Стратофортресс», ситуация противоречивая. По одним показателям Ту-95 уверенно превосходит, по другим — уступает.

Таблица 3. Сравнение с конкурентами
Характеристика/ Модель Ту-95 ЗМ Convair B-36 Boeing B-52 Stratofortress
Начало испытаний, год 1952 1956 1946 1952
Максимальная скорость, км/ч 890 925 672 1 047
Боевой радиус, тыс. км 6,5 5,6 6,41 7,21
Максимальная дальность полёта без дозаправки, тыс. км 15 15,4 16 16,71
Практический потолок, км 12 18 39 31,5
Боевая нагрузка, т 12 18 39 31,5

При сравнении истории эксплуатации русских и американских стратегических бомбардировщиков прослеживается закономерность, что «Ахиллесовой пятой» «Boeing B-52» являются именно двигатели. Статистика показывает, что из-за них Пентагон неоднократно терял самолёты. Причём происходило это не во время тренировочных полётов, а при исполнении боевых задач.

Так, за историю эксплуатации было потеряно 120 единиц и несколько атомных бомб, некоторые из которых так и не были найдены. Одну «выронили» над Гренландией, вторую — на португальском побережье.

В 1961 г. В-52 практически развалился в воздухе с двумя термоядерными бомбами на борту. Произошло это в небе Северной Каролины. Обломки упали неподалёку от города Галдсборо, один заряд благополучно приземлился на парашюте, второй «плюхнулся» в болото и ушёл на большую глубину. Поиски ничего не дали, среди обнаруженных фрагментов термоядерного заряда так и не оказалось.

Плюсы и минусы боевой машины

Из достоинств русского стратегического бомбардировщика эксперты в первую очередь называют неприхотливость и надёжность моторов серии НК-12. В сравнении с главным конкурентом «Боингом Б-52» они потребляют почти в 2 раза меньше топлива. Однако существенно уступают по показателю боевой грузоподъёмности.

Также следует отметить, что несмотря на надёжность и неприхотливость двигателей, их замена или любой ремонт чрезвычайно трудоёмок и может выполняться только квалифицированным персоналом. Впрочем, этот нюанс можно отнести к любым силовым агрегатам внутреннего сгорания.

Взаимосвязь работы моторов спроектирована таким образом, что выход одного из них не способен негативно сказаться на других.

Кроме этого, к недостаткам машины можно отнести ещё несколько нюансов:

  • Значительная «шумность» работы двигателей. Летящий российский бомбардировщик способны засечь даже локаторы подводных лодок.
  • Отсутствие элементарного комфорта для экипажа. В самолётах нет туалетов.
  • До недавнего времени российские «Медведи» не имели системы экстренного катапультирования. То есть, если самолёт не мог зайти на посадку и падал, экипаж гарантированно погибал вместе с ним.

Сегодня российский «Медведь» вместе с американским «Боингом Б-52» делит титул главного небесного «ветерана». Внедрение в вооружённые силы началось более 50 лет назад и завершение эксплуатации в ближайшие десятилетия не ожидается. Русским «долгожителем» установлено несколько мировых рекордов, некоторые из которых внесены в книгу рекордов Гиннеса. За историю полётов наш бомбардировщик неоднократно попадал в различные передряги, доказав свою надёжность и качество, высоко оцененное экипажем. Ну а боевую мощь его лучше не проверять…

Видео

Легендарные самолёты. Ту-95. Стратегический бомбардировщик:

16 апреля 2019