Реальная история и прототип ледокола «Михаил Громов»: пленник льдов Антарктики

Реальная история и прототип ледокола «Михаил Громов»: пленник льдов Антарктики

История ледохода «Михаил Сомов» воодушевила кинематографистов на создание художественного фильма о мужественных моряках, 133 дня находящихся в ледовом плену Антарктики. В картине корабль носит название «Михаил Громов».

Мы живём в уникальной стране — здесь государственные награды получают не только люди, но и техника. Так, научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов» в 1985 г. было награждено орденом Красного Знамени. Позже, в 2016 г., события тех лет были экранизированы в художественном фильме, получившем название «Ледокол».

Прототип ледокола

Вымышленный сценаристами ледокол «Михаил Громов» создавался по прототипу истории «Михаила Сомова». Единственное, что не смогли сделать создатели художественного фильма, это провести съёмки на самом виновнике тех страшных событий. НИИ «Михаил Сомов» находится в строю, поэтому в качестве главной съемочной площадки использовался ледоход-музей атомоход «Ленин», стоящий в мурманском порту.

Таблица 1. Основные характеристики НЭС «Михаил Сомов»
Характеристика ледокола Показатель
Дата ввода в эксплуатацию 30.06.1975 г.
Водоизмещение, т 14 135
Длина, м 133,13
Ширина, м 18,84
Высота, м 11,6
Осадка, м 8,4
Двигатели 4 х 4R 32BC
Мощность, кВт. 4 х 1 365
Скорость хода, узлы 11,4
Максимальная толщина льда для обеспечения хода, см 70

История «Михаила Сомова» насчитывает 21 экспедицию в Антарктику и более десяти рейсов, связанных с транспортировкой груза в моря Южного и Северного-Ледовитого океанов.

Три дрейфа

Рисунок 1. В ледяной ловушке
Рисунок 1. В ледяной ловушке

Плавание в водах Антарктики опасное занятие, так как велика вероятность попадания в ледяной дрейф. Современные ледоколы оснащены всем необходимым, но, как показывает статистика, никто из них от этого не застрахован. В частности, «Михаил Сомов» за свою историю в «ледовый плен» попадал трижды.

Первый дрейф

Спустя 2 года после ввода в эксплуатацию экипаж судна получил задание осуществить смену сотрудников и доставить продовольствие для антарктической станции «Ленинградская». 1 февраля судно вошло в зону 8-10-балльных льдов, в результате резкой смены климатической обстановки корабль попал в дрейф.

Застряв в ледяных торосах Балленского массива, экипаж выполнил свою задачу: осуществил замену персонала и доставил снабжение с использованием вертолётов. Сложная и опасная обстановка вокруг ледокола изменилась лишь через 2 месяца — 29 марта «Сомов» сумел развернуться в образовавшейся полынье и пробился в свободные воды.

Продолжительность первого дрейфа составила 53 дня, за которые судно сместилось с исходной точки остановки на 250 миль.

Третий

Рисунок 2. Валентин Филиппович Родченко делится впечатлением после просмотра х/ф «Ледокол»
Рисунок 2. Валентин Филиппович Родченко делится впечатлением после просмотра х/ф «Ледокол»

В 1991 г. корабль снова оказывается в опасности — направляясь на станцию «Молодёжная», попадает в ледяной затор. В то время, когда в Москве происходил августовский Путч, экипаж судна и полярники собственными силами эвакуировались обратно на исследовательскую станцию. Выбрался из «ледяной пробки» ледокол лишь 28 декабря 1991 г.

Об опасности ледового дрейфа можно понять из рассказов В. Родченко, Героя СССР, капитана судна в период второго дрейфа. Звезду он получил именно за ту «зимовку» на «Сомове»: «Вмёрз и сидишь спокойно чай пьёшь? Нет, не так! Льды в Антарктике вовсе не такие, как в Арктике. Это там можно сесть на льдину и спокойно плыть на ней хоть месяц, хоть год. А в Антарктике льды не такие устойчивые. Они сталкиваются между собой, рушатся, крошатся. А корабль оказался зажат между ними. В любую минуту его могло раздавить, как щепку… Все эти дни буквально трещал по швам от постоянного сжатия льдами. Но самая большая опасность от айсбергов. Мы двигаемся поверхностными течениями, а у него под водой две трети высоты – это 200, 300, а иногда и больше метров. И его несут совсем другие, глубинные течения. Любой из них мог раздавить наш кораблик… Некоторые сотрудники от происходящего лежали в предынфарктном состоянии…».

133 дня в ледовом плену

Рисунок 3. 133 дня общения с пингвинами под угрозой смерти
Рисунок 3. 133 дня общения с пингвинами под угрозой смерти

История, послужившая сценарием для фильма, произошла в море Росса, в 1985 г. На пути к антарктической станции «Русская» ледокол задержался и осуществил смену полярников в начале арктической зимы.

15 марта при резко усилившемся ветре произошло сдвижение льдов, в результате чего судно оказалось окружено глыбами, толщина которых достигала 3-4 м, неподвластными корме «Михаила Сомова». От места расположения ледокола до северной кромки льда было около 800 км, из чего становилось очевидным, что экипажу придётся дрейфовать продолжительное время.

В апреле руководство Советского Союза предпринимает попытку эвакуации людей. Расположившийся в нескольких сотнях километров «Павел Корчагин» принял на свой борт 77 человек, доставленных на вертолёте. На «Сомове» осталось лишь 53 члена экипажа и командир Валентин Родченко, отказавшиеся от эвакуации.

История спасения

Вероятность освобождения появилась в мае, вокруг судна образовались трещины, но спустя несколько дней снова сменилось направление ветра, и они замёрзли. Поняв, что самостоятельно «Сомов» выбраться не сможет, руководство страны принимает решение отправить ему на помощь спасательную экспедицию в лице ледокола «Владивосток».

Выйдя из порта приписки, судно пришвартовалось у берегов Новой Зеландии, где приняло на борт оборудование, провизию и топливо, после чего отправилось дальше, на юг. 18 июля ледокол встретился с «Павлом Корчагиным», а через 5 дней на палубу «Сомова» приземлились вертолёты с провизией и врачами, отправленными со спешащего на помощь «Владивостока».

Находясь за 200 км от терпевшего бедствие корабля, «спасатель» сам чуть не попал в дрейф. О событиях того страшного периода рассказывает спортивный комментатор Виктор Гусев, присутствовавший на «Владивостоке» в качестве журналиста: «Это была по-настоящему критическая ситуация. Я увидел и принял участие в том, во что никогда бы не поверил. Был спущен гигантский канат с якорем. Мы все вышли на лёд посреди этой Антарктики… всей командой начали раскачивать наш «Владивосток» Оказалось раскачивание — распространённая практика. Но у нас этого не получилось».

Попытки выбраться не давали результата, спасение пришло из ниоткуда — утром ледяное поле само выпустило людей из своего плена. 26 июля ледокол подошёл к «Михаилу Сомову», отколол вокруг него торосы, взял на проводку и двинулся обратно, на север.

После спасения погибающего экипажа и судна награды получили не только люди, но и корабли:

  • «Владивосток» получил орден Ленина.
  • «Михаил Сомов» — орден Трудового красного Знамени.

Судьба «Михаила Сомова» сегодня

Рисунок 4. В порту приписки, в Архангельске
Рисунок 4. В порту приписки, в Архангельске

Сегодня НЭС «Михаил Сомов» находится в строю и продолжает выполнять возложенные на него задачи: осуществлять доставку снабжения и сотрудников гидрометеорологии и мониторинг окружающей среды в арктических водах.

Фильм на основе реальных событий

Спустя более 30 лет на основе реальных событий был снят художественный фильм, рассказывающий о событиях того времени. Однако если более пристально рассмотреть реальность и сценарий, настоящая история корабля и его экипажа может оказаться не менее, а возможно, в чём-то и более героической, чем экранизированная версия.

Видео

«Антарктида. Западня для ледокола»

11 марта 2019