Семь чудес света: культурное достояние человечества

Семь чудес света: культурное достояние человечества

Архитектурные сооружения и огромные статуи богов, поражавшие своим величием Древний мир, сегодня можно увидеть только на картинках. Из всех 7 чудес света до наших дней сохранилась только пирамида Хеопса. Она включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО и находится под охраной египетских властей.

7 чудес света — это вовсе не топ-7, как принято говорить сейчас, шедевров архитектуры всех времен и народов, и тем более не исчерпывающий список достопримечательностей древней цивилизации. Сам жанр составления таких «списков чудес» известен с древности и призван поражать воображение читателя описанием диковинных вещей. Поэтому на протяжении веков список менялся, как менялись и представления людей об удивительном. Первый известный перечень семи чудес составил Филон Византийский, и он отличался от известного сейчас классического списка.

Пирамида Хеопса

Рис. 1. Пирамида Хеопса

Великая пирамида Гизы, как иначе называют пирамиду Хеопса, была построена 4,5 тысячелетия назад. Это единственное из семи чудес света, сохранившееся до наших дней, является памятником архитектуры Древнего Египта и входит в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО.

До 1300 года н. э. пирамида считалась самым высоким архитектурным сооружением. Сейчас ее высота составляет около 136 м. Не сохранился так называемый пирамидон — позолоченный 9-метровый камень, венчавший пирамиду. Ее облицовка из белого известняка была использована жителями Каира для постройки новых домов после того, как в XII веке город разрушили арабы.

Первые попытки исследования или, скорее, поиска сокровищ пирамиды, основывались на описаниях Геродота. Но ни халиф Багдада аль-Мамун в 820 году, ни инженеры Джон Перринг и Говард Уайз в начале XIX века ничего не нашли, кроме пустой подземной камеры. Как показали позднейшие исследования, эта камера осталась незавершенной, а туннель в верхние помещения был прочно закупорен гранитными пробками и замаскирован.

Что скрывает пирамида Хеопса:

Висячие сады Семирамиды

Рис. 2. Висячие сады Семирамиды

Достоверность существования этого грандиозного сооружения древности не доказана. Предположительно, остатками нижнего яруса садов могут быть каменные столбы, найденные в XIX веке Робертом Кольдевеем близ города Эль-Хилла на территории древнего государства Вавилон. Название садов в честь Семирамиды имеет скорее мифологическое происхождение.

Судя по описаниям, дошедшим до наших дней, висячие сады состояли из четырех платформ на 25-метровых колоннах, поставленных одна на другую. Чтобы вода не протекала вниз, пол каждой платформы был уложен слоями следующим образом:

  • смола, смешанная с тростником;
  • кирпичи, соединенные гипсовым раствором;
  • свинцовые плиты.

Поверх такого водонепроницаемого пола насыпался плодородный грунт в количестве, достаточном, чтобы в нем могли расти деревья, кустарники, травы и цветы. Вода подавалась на самый верх и оттуда по специальным каналам стекала на нижние террасы.

Семирамида — это имя мифологической ассирийской царицы. Ее прообразом в истории была царица Шаммурамат, вавилонянка по происхождению. Она прославилась тем, что единолично правила государством до совершеннолетия своего сына, вела успешные войны и строила города.

Статуя Зевса в Олимпии

Рис. 3. Статуя Зевса в Олимпии

Ни одна из статуй знаменитого афинского скульптора Фидия не дошла до наших дней, сохранились только восторженные описания его работ.

Статую Зевса-громовержца Фидию заказали для храма этого бога в Олимпии, который строился в середине пятого века до н. э. Фидий выполнил работу в технике хрисоэлефантинной скульптуры, т. е. из золота и слоновой кости. Такая скульптура имеет деревянный каркас, на который наклеиваются костяные пластины для передачи цвета человеческой кожи, а одежда, волосы, оружие и украшения изготавливаются из золота и других материалов.

Когда работа была закончена, приглашенная высокопоставленная публика была восхищена: Фидий подсветил гигантскую сидящую на троне статую водами бассейна у ее подножия. Казалось, что глаза бога метали молнии, а свет от его лица лился прямо на поклоняющихся ему людей.

Храм Артемиды Эфесской

Рис. 4. Храм Артемиды в Эфесе

Сегодня на месте этого величественного храма в Эфесе возвышается всего одна из 127 колонн, поднятая со дна болота. Но в начале III в. до н. э. посетители неизменно приходили в восторг от его архитектуры и внутреннего убранства.

Артемида, сестра-близнец Аполлона, богиня охоты и плодородия, покровительница животных и людей, была почитаема и любима. Ей был посвящен огромный храм из белого мрамора, построенный на деньги Креза, царя Лидии. Лучшие мастера трудились над украшающими его скульптурами. Статуя самой Артемиды была сделана из золота и слоновой кости.

Храм сжег грек по имени Герострат, чье имя стало впоследствии нарицательным. В ту же ночь родился Александр — будущий великий правитель и полководец. Позднее, на средства, выделенные Александром, храм был восстановлен в прежнем виде, но поднят на искусственное возвышение.

Поиски храма и археологические раскопки велись с середины XIX века. В наше время от восстановленного храма остался только фундамент, а под ним — остатки уничтоженного Геростратом оригинала.

Мавзолей в Галикарнасе

Рис. 5. Галикарнасский мавзолей

В IV в. до н. э. в Карии, колонии персидской Империи, правил властный и энергичный царь Мавсол. Город Галикарнас под его управлением превратился в столицу этого государства. Мавсол решил последовать традициям египетских фараонов и построить себе при жизни величественную гробницу. Так слово «мавзолей» произошло от его имени.

Новое сооружение должно было сочетать в себе сразу несколько функций:

  • усыпальница Мавсола;
  • архитектурный памятник правящей династии и символ преемственности власти;
  • героон, т. е. святилище, посвященное герою.

Мавзолей стал амбициозным проектом, для работы над которым были приглашены архитекторы из Греции Сатир и Пифей, а также знаменитые скульпторы, среди которых был Скопас — автор статуй в эфесском храме Артемиды.

Многоярусное здание, украшенное барельефами и статуями, было нетипичным для греческой архитектуры того времени. Оно входило в ансамбль архитектурного комплекса, удачно вписанного в ландшафт города.

К сожалению, этот памятник, простоявший почти два тысячелетия, все же был разрушен в XIII веке в результате сильного землетрясения.

Колосс Родосский

Рис. 6. Колосс Родосский

Народ Родоса почитал бога солнца Гелиоса как создателя и покровителя острова. Когда в 305 году до н. э. Деметрий из Македонии захватил часть острова и окружил осадными орудиями главный город Родоса, жители молили бога о защите. Осада города продержалась целый год, но Деметрий внезапно решил снять блокаду и покинул остров, бросив орудия.

Родоссцы, благодарные за чудесное спасение, решили отблагодарить своего бога и воздвигнуть памятник в его честь. Осадные орудия были проданы, и на вырученные деньги заказана статуя, десятикратно превышающая человеческий рост. Скульптор Харес согласился соорудить статую. Она должна была состоять из металлического каркаса, глины и бронзовой облицовки. Однако рост по требованию горожан пришлось увеличить еще вдвое.

Печальна и поучительна судьба как статуи, так и скульптора. Выражение «колосс на глиняных ногах» произошло именно отсюда: всего через полвека после создания огромный Гелиос упал во время землетрясения, переломившись в коленях. Но даже поверженный, он вызывал удивление огромными размерами.

Двенадцатилетнее строительство гигантской скульптуры разорило Хареса. Отчаявшись вернуть деньги кредиторам, он покончил с собой. Однако с тех пор сооружение огромных памятников вошло в моду на Родосе, и через сто лет насчитывалось уже около сотни колоссов по всему острову.

Александрийский маяк

Рис. 7. Александрийский маяк

Порт Александрия, основанный Александром Македонским в 332 году до н. э., бурно развивался. Чтобы обеспечить безопасное плавание судам среди рифов, на подходе к городу было решено построить маяк на небольшом острове Фарос вблизи Александрии.

Этот маяк был возведен очень быстро по меркам античного мира, всего за 6 лет. Он представлял собой высокое — больше 120 м в высоту — трехъярусное здание. Нижний ярус имел 60-метровую высоту и предназначался для складирования топлива, размещения рабочих и солдат. Этот ярус снаружи по углам украшали статуи тритонов, а статуи второго яруса отчасти выполняли функцию флюгеров.

Третий, главный ярус маяка — фонарь — представлял собой крытую колоннаду, снабженную системой металлических зеркал. Свет этого маяка был виден на расстоянии 51 мили. Возможно, именно седьмое чудо света послужило древним ученым как первый инструмент вычисления радиуса земли.

17 февраля 2019