Топ-10 самых больших самолетов на планете: гиганты мировой авиации

В списке самых больших самолетов планеты двойной самолет Scaled Composites Stratolaunch Model 351; обладающий самой большой взлётной массой Ан-225; самый огромный, выпускающийся серийно, и самый вместительный по количеству пассажиров Airbus A380 и самый большой из военных Ан-124.

Рейтинг, называющийся «Самый большой самолёт в мире», можно выстроить по-разному. Кто будет располагаться во главе списка, зависит от того, какие именно характеристики взяты за основные: длинный, высокий, грузоподъёмный, быстрый, пассажировместительный и так далее. Огромное количество существующих авиалайнеров позволяет выстроить более 10 рейтингов. Поэтому в этом топе будут подобраны только самые-самые самолёты, находящиеся на позиции лидера по разным характеристикам.

10 место. АНТ-20

Рисунок 1. Самый большой самолёт своего времени

Начинает топ-10 колоссальное чудо техники, созданное ещё в 1934 г. Являлось не только самым крупным русским самолётом — аналогов ему не было во всём мире. Чего стоил только размах крыльев, достигающий 63 м. Обладал максимальной взлётной массой в 42 т и обслуживался экипажем, состоящим из пяти человек. Изначально планировалось, что судно будет грузовым, поэтому вместительностью пассажиров он не блистал — в салоне имелось всего 48 посадочных кресел.

К сожалению, судьба АНТ-20 оказалась трагичной. Через год после создания в процессе демонстрационного полёта самолёт тестировался вместе с истребителем И-5. По сценарию организаторов, последний должен был совершить «петлю Нестерова», но внезапно утратил скорость и рухнул на летевшего прямо под ним гиганта. В результате оба самолёта взорвались ещё в момент падения на землю. Вместе с пилотами погибло 49 человек. Собрать второй экземпляр Советский Союз уже не успел — помешала Вторая мировая война.

9 место. Boeing 747 LCF (Dreamlifter)

Рисунок 2. Самый вместительный фюзеляж (1 840 м3)

На протяжении 37 лет Boeing 747 LCF Dreamlifter удерживал позиции самого огромного грузового самолёта на планете. Использовался только для транспортировки отдельных элементов Boeing 747, производимых на других заводах. Всего в мире эксплуатируется 4 экземпляра.

С неказистым внешним видом — корпусом, приплюснутым спереди и сзади, связана одна любопытная история. Руководитель корпорации Boeing, Скотт Карсон, шутливо попросил прощения у конструкторов, «испортивших» его творение.

8 место. Boeing 747-8

Рисунок 3. Самый длинный пассажирский самолёт (76,4 м)

С начала эксплуатации в конце 2011 г. произведено более 150 единиц, использующихся во всём мире. Причем большинство из них грузовые и лишь 36 — пассажирских. От своих собратьев отличается удлинённым фюзеляжем, модернизированными крыльями и увеличенной экономической эффективностью.

7 место. Boeing 747

Рисунок 4. Самый большой по пассажировместительности до 2005 г.

«Джабо Джет», как называют его американцы, был самым крупным по количеству посадочных мест до появления «Аэробуса 380». Оригинальный внешний вид, заключавшийся в своеобразном «горбе», сделали его одним из самых узнаваемых в мире. Модель поступила в эксплуатацию в 1970 г. и активно используется в наши дни. На текущий момент произведено более 1 500 экземпляров.

С Boeing 747 связаны не только многочисленные анекдоты и голливудские фильмы («Казино Рояль» о Джеймсе Бонде), но и одна из крупнейших авиакатастроф в мире. На острове Тенерифе в 1977 г., в результате маневрирования на взлётно-посадочной полосе из-за густого тумана два самолёта столкнулись друг с другом. Среди погибших оказалось 583 человека.

6 место. Ан-22

Рисунок 5. Самый большой турбовинтовой

Широко использовался для транспортировки грузов и пассажиров во время Афганской войны, для перевозки беженцев и солдат из Восточной Европы, в результате ликвидации последствий взрыва в Чернобыле. Это далеко не весь послужной список «добрых дел», совершённых с помощью этого гиганта. Рекорд в мировой истории перевозок пассажиров был зафиксирован в 1972 г., когда «Антей» взял на борт почти 700 человек.

Дата начала эксплуатации — январь 1969 г., сегодня 2 единицы числятся на балансе ВС РФ, 1 находится в собственности украинского авиаперевозчика. Всего произведено 69 машин.

5 место. Ан-124

Рисунок 6. Самый большой военный

До появления французского Airbus А380 советско-российский Ан-124 считался самым большим на планете серийно выпускающимся самолётом. На сегодняшний день сохранил только 2 титула:

  • Самый огромный, находящийся на балансе военных (длина 69,1, размах крыльев 73,3, высота 21,08, площадь одного крыла 628 м2).
  • Самый грузоподъёмный из серийных (120 000 кг)

Разработан в ОКБ имени Антонова, в 1982 г. начались испытания, а с января 1987 г. запущен в эксплуатацию. На текущий момент используется как в военной, так и в гражданской авиации. Произведено 55 единиц, имеет второе название «Руслан».

4 место. Airbus A380

Рисунок 7. Самый огромный выпускающийся серийно и самый вместительный по количеству пассажиров

Крупнейший авиалайнер, запущенный в серийное производство. Габариты исполина впечатляют:

  • Высота — 24,08 м.
  • Длина — 72,75 м.
  • Размах крыльев — 79,75 м.

При вместительности, равной 853 человекам, расположившимся в одном классе, он находится на первой позиции по количеству перевозимых пассажиров. Максимальная дальность беспересадочных и дозаправочных полётов составляет 15 400 км.

Серийное производство было запущено в 2007 г., когда лайнер прошёл все необходимые испытания и поступил на службу в Air France. Сегодня производство завершено, но эксплуатация происходит повсеместно.

Стал одним из самых дорогих частных самолётов. Единственный экземпляр Airbus А380 стоимостью 488 млн долларов был построен по индивидуальному заказу арабского шейха Аль-Валид ибн Талала.

Хотя габариты двухэтажных Airbus А380 и являются такими внушительными, лайнер является одним из наиболее экономичных и экологичных на планете. Согласно проведённым расчетам, на перевозку одного человека на расстояние 100 км расходуется всего 3 л топлива. Таким образом, без дозаправки он способен преодолевать почти 15 500 км. Эти уникальные особенности были получены благодаря идеальной конструкции крыла и фюзеляжа и химическому составу металла, использующегося для их изготовления. Это позволило снизить вес и улучшить аэродинамические характеристики.

3 место. Airbus A340-600

Рисунок 8. Второй в мире по длине

По габаритам Airbus A340-600 уступает лишь Boeing 747, причём разница между ними символична — менее метра. При этом пассажирская вместительность практически идентична, а по грузоподъёмности американец почти в 2 раза уступает французу.

Новый самолет завершил испытания в 2001 г., а в августе следующего года первый экземпляр приступил к регулярным рейсам под флагами британской авиакомпании. Производство было свёрнуто из-за сильной конкуренции с американскими авиалайнерами, но эксплуатация продолжается в разных странах мира.

2 место. Ан-225 («Мрия»)

Рисунок 9. Обладающий самой большой взлётной массой

Самолёт, разработанный ОКБ имени Антонова и собранный на механическом заводе в Киеве в 1984-1988 гг. Первые испытания прошли в 1988 г., после распада СССР достался в «наследство» Украине. Существует в единственном экземпляре. Изначально планировалось построить 2 машины, но вторая так и осталась незавершённой.

Фото этого исполина впечатляют, он способен унести на своём фюзеляже орбитальный ракетоплан «Буран» весом 60 т. Всего, по заверениям конструкторов, Ан-225, получивший отдельное название «Мрия» (в переводе с украинского «Мечта»), способен поднять в небо груз до 250 т.

В середине 90-х гг. двигатели демонтированы и перенесены на Ан-124. Однако в начале 2000-х возникла необходимость в большом грузоперевозчике, исполин был восстановлен в рабочее состояние. Последний полёт зафиксирован в конце 2018 г., когда Ан-225 совершил беспересадочный перелёт между украинским Гостомелем и американским Оклендом, преодолев 9 800 км за 13 часов.

Для того чтобы построить второй экземпляр «Мрии», нужно доделать оставшиеся 30% работ и всего около 100 млн долларов. Экономике сегодняшней Украины это не под силу, а инвесторов, желающих вложиться в завершение, пока не найдено.

1 место. Stratolaunch

Рисунок 10. Самый большой на планете

Этот красивый двойной самолёт, имеющий официальное название Scaled Composites Stratolaunch Model 351, служит в качестве составляющей американской авиационно-космической системы воздушного старта. Публичная презентация проходила 31 мая 2017 г.

Тактико-технические характеристики разработки делают его самым большим самолётом из всех существующих по размаху крыла (117,3 м). При этом длина всего 73 м, а высота 4,69 м, что позволяет назвать его карликом среди самых-самых самолётов мира. К примеру, старый добрый Ан-2 («кукурузник») имеет высоту 6,1 м.

Видео

Scaled Composites Stratolaunch — летающая пусковая платформа:

02 апреля 2019