Основные вероисповедания и религиозный состав населения Китая

Основные вероисповедания китайцев появились еще до нашей эры. Основными считаются конфуцианство, буддизм и даосизм. Однако есть в Китае и православные верующие, и приверженцы ислама.

Многовековая история существования Поднебесной Империи стала причиной того, что основная религия Китая уходит в глубины существования коренного населения. Ей присуще многообразие и мирное сосуществование нескольких вероисповеданий в непосредственной близости друг с другом, без образования конфликтов на этой почве.

Основные вероисповедания Китая

По результатам опроса, проведённого в начале 2000-х гг., почти половина населения Китая отнесли себя к атеистам (47%). Нерелигиозными гражданами себя считают ещё 30% и лишь оставшиеся 23% распределяется на китайцев, почтительно относящихся к тому или иному исповеданию.

Однако статистика показывает, что полными атеистами — теми, кто не верит ни в одну из существующих вер, оказалось всего 15% населения. Большая, оставшаяся часть, считает религию значимой в своей жизни.

Причиной сублимации является политика руководства страны в начальный период становления Китая как современного государства и последующая за ним Культурная революция.

Конфуцианство

Рисунок 1. Скульптура Конфуция перед храмом

Это вероисповедание китайцев появилось в VI в. до н. э. Прародитель веры — древний китайский философ Конфуций. Однако не следует исключать вклад ещё двух величайших мыслителей Поднебесной:

  • Мен-Цзы.
  • Сун-Цьзы.

Из-за того, что до середины XX века конфуцианство считалось основной, преобладающей верой аристократичных слоёв населения, религия признавалась «аристократичной». Основной мыслью, которую вера пытается привить человеку, является гуманизм ко всему окружающему и собственная позиция в современном обществе с соблюдением и почтением окружающих. Наиболее яркими чертами называют такие направления:

  • Добро.
  • Милосердие.
  • Преданность.

Термин «конфуцианство» используется как европейская формулировка. Китайцы называют его «Школа учёных», в то время как привычное нам наименование на их диалектах даже не имеет перевода.

Даосизм

История существования даосизма тянется примерно с того же времени, что и конфуцианство — с VI века до н. э. Основоположником этого философского учения стал учёный Лао-Цзи. Ключевая мысль исповедания заключается в строгом соблюдении канонов и движению по пути, обозначенном Дао. При этом человек должен полностью повиноваться его воле, что позволит активизировать его функционирование со всей вселенной.

Даосизм и конфуцианство в настоящее время являются основными национальными религиями Китая, однако ряд исследователей до сих пор не признаёт их как отдельное вероисповедание, называя лишь философскими учениями.

Христианство

Рисунок 2. Православный Храм Покрова пресвятой Богородицы в Харбине

Иезуитские миссионеры стали первыми прародителями веры Христа в Китае. Первые упоминания о них датируются VII веком. Сейчас здесь в разных количествах представлены все ответвления состава христианской веры:

  • Православие.
  • Католичество.
  • Протестантство и другие.

Максимальный приток христиан пришёлся на период Гражданской войны и Революции 17-го года. В течение нескольких лет сюда устремилось 150 000-200 000 «белых» мигрантов, осевших в ближайших приграничных городах: Харбине, Шанхае. Все они исповедовали русское православие. Однако на последующем росте количества православных это не обозначилось из-за специфического китайского законодательства. Сегодня на территории КНР официально функционирует только 4 православных храма:

  • Храм Покрова пресвятой Богородицы в Харбине.
  • Успенский храм на территории Посольства России в Пекине.
  • Собор Пресвятой Богородицы в Шанхае.
  • Покровская церковь в Тяньцзине.

Кроме этого, функционирует более 10 монастырей, исповедующих православие и относящихся к РПЦ в Китае.

Ислам

Первые почитатели Корана появились вместе с арабскими торговцами. Дополнительный приток произошёл в результате миграции кочевых народов эпохи Средневековья, населявших земли Монголии и Казахстана. Сегодня здесь функционирует Китайская Исламская организация, деятельность которой направлена на распространение культа и сохранение позиций в мировой религии. Традиционными районами преобладания исламской культуры являются западные и юго-западные регионы Китая.

Буддизм

Рисунок 3. Храм Будды

Первые упоминания об этом религиозном течении относятся в эпохе правления династии Хань в I веке н. э. Только ближе к IX веку вера укрепилась и, переняв некоторые идеи местной философии, взятой из конфуцианства и даосизма, преобразовалась в отдельную религию. Всего исповедуется 3 направления:

  • Китайский.
  • Тибетский.
  • Палийский.

Главная особенность веры заключается в достижении состояния нирваны, путь к которой лежит при строгом исполнении духовных правил и многолетнего опыта. Отдельное внимание уделяется очищению человеческой души и избавлению от пороков (злобы, трусости, зависти и так далее). Ради единственного бога, Будды, человек должен проявлять покорность, пребывать в состоянии поиска верного жизненного пути и быть готовым к самопожертвованию ради искупления грехов (не всегда своих собственных).

Шэнизм — поклонение предкам и духам

Рисунок 4. Китайские монахи

Китайская народная религия или шэнизм (пиньинь) является комплексом религиозных представлений, образовавшихся в результате многовекового существования китайской цивилизации. По своему образу является своеобразным «универсальным» или эклектическим сочетанием нескольких самых востребованных верований китайцев. Фактом безоговорочного почитания здесь является поклонение предкам и силам природы, включая как добрых, так и злых духов.

Фактически ядро китайского религиозного представления концентрируется на четырёх основных понятиях:

  • Поклонение предкам.
  • Поклонение небу — основному источнику нравственного смысла, реагирующему на действия человека.
  • Ци — пневмо-эфир, энергия мироздания.
  • Воздаяние за содеянное.

Взаимодействие религии и государства

Свобода граждан к выбору исповедания закреплена на законодательном уровне. В отличие от исторических времён существования Империи, когда предпочтение отдавалось конфуцианству, сегодня китайцы вольны выбирать себе религию для поклонения по своему усмотрению. Однако такая ситуация сложилась лишь несколько десятилетий назад.

После становления коммунистического режима некоторые религии — в большей или меньшей степени — были объявлены пережитками императорской эпохи и стали вне закона. Больше всего негатива высказывалось в отношении конфуцианства, так как его исповедовали преимущественно аристократы. Лишь после смерти Мао Цзедуна в 1976 г. ситуация с ограничением распространения веры изменилась.

Сегодня в стране насчитывается более 150 млн верующих и больше 100 000 храмов, относящихся к различным религиям. Все функционируют в непосредственной близости друг с другом, без резких конфликтов на этой почве. Кроме того, между китайцами различного вероисповедания наблюдается не только добрососедство, но и взаимоуважение и сплочённость.

Видео

Религии Китая: конфуцианство, буддизм и даосизм:

25 марта 2019