Армейский ударный боевой вертолёт Ми-24: в чём преимущества и недостатки «Крокодила»

Первая боевая машина, получившая прозвище «Крокодил», была создана в 1968 году. С тех пор появилось множество усовершенствованных модификаций вертолета Ми-24. По тактико-техническим характеристикам он и сегодня не уступает многим современным образцам.

Вертолёт Ми-24 — первый боевой вертолёт в СССР и Европе. Разработанный авиаконструктором Милем ещё в начале 70-х гг., до сих пор успешно справляется с боевыми задачами и несёт службу в армиях многих стран мира. В том числе и российской.

История создания Ми-24

Причиной начала работ над первым советским и европейским вертолётом стал результат использования боевых машин американцами. АН-1 «Кобра», успешно показавшая себя в ходе корейской и вьетнамской войны, вынудила ЦК КПСС подписать Постановление, поручив разработку проекта ОКБ под руководством А. Л. Миля. Произошло это в 1968 г.

Опытная модель многим напоминала гражданские машины: Ми-8 и Ми-14. Она имела двухместную кабину с двойным управлением. Лётчик и оператор располагались в поперечном направлении друг от друга (позже кабина была расширена, и разработано место для бортового техника). С обеих сторон грузового отсека имелись двери с открывающимися окнами, предназначенными для ведения огня в ходе полёта.

Экипаж опытного образца облачался в бронежилет, а сама машина бронировалась только в нескольких местах:

  • Пуленепробиваемое стекло салона.
  • Сиденья пилота и оператора.
  • Локальные бронеплиты по бокам кабины и на капоте двигателей.

Начиная с 15.09.1969 г. начались заводские испытания, в ходе которых выявлялись недостатки, дорабатывающиеся уже на следующих моделях, производящихся во время первых полётов опытного образца.

В ходе экспериментального тестирования первых моделей штурмовых машин конструкторским бюро разработано несколько модификаций вертолётов серии «Ми», каждая из которых отличалась друг от друга:

  • 24А.
  • 24Б.
  • 24В.
  • 24Д, ставшая финальным прототипом первого советского боевого вертолёта, взятого на вооружение в 1976 г.

По неизвестными причинам литера «Г» при доработках модели была пропущена.

Устройство «Крокодила»

Рисунок 1. Схема вертолёта

Вертолёт, получивший у русских неофициальное название «Крокодил» и «Напильник», в НАТО окрестили Hind, что в переводе с английского означает «Лань» или «Батрак». Построен по классической схеме и обладал пятилопастным несущим и трёхлопастным рулевым винтами.

Кабина пилотов располагалась в передней части, первым сидел оператор, за ним командир экипажа (пилот), находящийся на 30 см выше. Позади летчика, в грузовом отсеке, размещался бортмеханик.

Защита осуществлялась не только герметизацией салона, но и установкой дополнительной брони, не использующейся на опытных образцах. Кроме брони кабины пилотов и двигателей, листы были установлены на днище, в районе топливного бака, главного редуктора и емкости гидроусилителя.

В центральной части могли расположиться 8 полностью экипированных десантников, задняя предназначалась для оборудования и складывания задних, основных шасси во время полёта.

Основные модификации

Рисунок 2. Ми-24ПС

Максимальное количество моделей, выпущенных РВПО Арсеньевская авиационная компания, пришлось на модификацию Ми-24В. Производились до 1986 г., и всего было собрано 1 000 единиц, после чего на смену пришли более качественные и усовершенствованные версии.

Модель Ми-24ВП, первый экземпляр которой собран в 1989 г., по многим характеристикам превосходила американский «Апач». Кроме наиболее распространённых версий из модификаций, собирающихся для внутреннего рынка, можно выделить такие:

  • Ми-24К — разведывательно-корректировочный вертолёт.
  • Ми-24П — отличающийся вооружением.
  • Ми-24 ПН — предназначенный для ночных заданий.
  • Ми-24ПС — полицейский патрульно-спасательный вариант.
  • Ми-24Р — машина, предназначенная для РХБ-разведывательных подразделений.
  • Ми-24РА — усовершенствованная версия предыдущей модели.
  • Ми-24ХР — вертолёт для работы подразделений радиохимической разведки в заражённых районах.
  • Ми-35ПМ — отличались новыми винтами, изготовленными из композиционных материалов.

Кроме перечисленных модификаций, более 15 различных моделей было собрано по заказу иностранных государств и с учётом индивидуальных замечаний заказчиков.

Достоинства и недостатки лётной боевой машины

Рисунок 3. На взлётно-посадочной полосе

Среди достоинств вертолётов серии Ми-24 в первую очередь следует отметить невероятную «живучесть» и неприхотливость машин. Это стало причиной присвоения машине статуса неубиваемой. Отличная бронезащита, предохраняющая пилотов и двигатель машины, делают её практически неуязвимой с земли. Единственное, чего следует опасаться летчикам — это крупнокалиберного оружия.

Из недостатков можно отметить явный промах конструкторов в соотношении веса и мощности двигателей. Маневрирование и зависание не являются стихией — ему более присуща скорость.

Также на машине нет современной оптики и автоматических систем наведения на цель и ведения огня, что в случае ведения боевых действий вынуждает входить в зону поражения ПВО противника. Именно это стало причиной потерь во время боевых действий.

К теоретическим недостаткам можно отнести построение салона, предназначающегося для транспортировки десанта. Это существенно увеличило вес машины, хотя за всю историю боевого применения войсками СА и МО РФ ни разу не использовалось.

Все перечисленные недостатки машины уходят в прошлое, так как сегодня ведётся активная замена на более адаптированные под современные условия Ми-28Н.

Тактико-технические характеристики в сравнении с вертолётами вероятных противников

Рисунок 4. Ми-24 Польши и McDonnell Douglas AH-64 Apache НАТО

В конце прошлого века, когда модель только поступила на вооружение Советской Армии, по своим тактико-техническим характеристикам она являлась лидером. Но даже сегодня, спустя почти 50 лет после его первого выпуска, по некоторым ТТХ ничем не уступает современным моделям иностранного производства. В качестве наглядного примера ТТХ машин будут представлены в виде таблицы.

Таблица 1. Тактико-технические характеристики отечественного вертолёта и других иностранных боевых вертолетов
Характеристика машины Ми-24 (Россия) McDonnell Douglas AH-64 Apache (США) Bell AH-1Z Viper (США) AugustaWestland T129 (Италия, Великобритания) Eurocopter Tiger (Франция, Германия)
Год принятия на вооружение 1976 2011 2011 2012 2003
Вес пустого, кг 7 580 5 165 5 580 2 530 3 060
Объём топлива, л 2 100 1 100 н/д н/д 1 100
Точки подвески 3 4 6 4 4
Максимальный взлётный вес, кг 11 500 10 400 8 390 5 000 6 600
Двигатель 2 х ТВ3-117В (ВМА) 2 х General Electric Т700-GE-701D 2 х General Electric Т700-GE-401C 2 х LHTEC CTS800-4A 2 х Rols-Royce MTR390-E
Мощность двигателя, л/с 2 х 2 500 2 х 2 000 2 х 1 800 2 х 1 360 2 х 1 460
Максимальная скорость, км/ч 335 265 300 280 290
Практическая дальность, км 450 480 680 550 740
Практический потолок, м 4 950 5 900 6 100 6 000 4 000

Боевое применение Ми-24

Рисунок 5. Боевое применение

Первым боевым крещением Ми-24 стала Эфиопо-Сомалийская война (1977-1978 гг.). В первые годы войны в Афганистане талибы, в силу отсутствия вооружения, позволяющего противостоять советским машинам, не могли ничего сделать. Однако начиная с 1983 и до самого вывода войск количество сбитых вертолётов увеличивалось с каждым столкновением. Причиной стало пополнение вооружения моджахедов советскими ПЗРК «Стрела-2» и американскими «Стингерами». По неофициальным данным, за период противостояния было утрачено 127 советских Ми-24.

С афганской войны русские солдаты начали красить свои машины в устрашающие цвета, пренебрегая заводским камуфляжем. Один из таких экземпляров показан на фото чуть ранее.

Вертолёты советской, а позже российской армии, принимали участие во всех конфликтах и столкновениях. Потери были не в каждом из них, а только в некоторых:

  • Абхазская война (1992-1993) — 1 единица.
  • Первая чеченская (1994-1996) — 7.
  • Вторая чеченская и последующие годы (1999-2005) — 23.
  • Конфликт в Ираке (с 2011) — 4.

Несмотря на существенные потери, ущерб противнику, нанесённый русскими вертолётами, оценивался намного существеннее.

Интересные факты

История эксплуатации и боевого применения Ми-24 насчитывает несколько десятков лет, приближаясь к отметке полувека. За это время боевая машина обросла многочисленными историями и интересными фактами, некоторые из которых будут приведены далее.

В Афганистане, в мае 1983 г. лётчик, израсходовавший весь боекомплект, продолжал имитировать атаку, разгоняя грозным видом душманов. Этим он спас роту десантников, сумевших отступить на безопасную позицию.

Несколько раз Ми-24 снялся в кино. Например, в картине «Рэмбо 3» на нём производилось нападение на афганскую деревню. В результате герой Сталлоне сбил его из гранатомёта.

В период ирано-иракской войны (1980-1988) один Ми-24, стоявший на вооружении иракской армии, за первые 3 месяца боевых столкновений подбил 55 танков противника, оставив его без тяжёлой бронетехники.

Одной из причин получения статуса «неубиваемого» Ми-24 стал уникальный двигатель. Его результативность и безотказность просто поражает воображение. После войны в Афганистане в турбине двигателя одной из машин, поставленной на капитальный ремонт, недосчитались 17 лопаток из 51. При этом вертолёт продолжал работать, а неисправность ничем не проявлялась.

Несмотря на свой солидный возраст, является обладателем рекорда скорости среди боевых вертолётов, установленного в 1978 г. Пилот Г. Карапетян разогнал машину до 368,4 км/ч.

В аэропорту Кабула во время войны два военных штурмовика постоянно находились на дежурстве и прикрывали рейсовые самолёты «Аэрофлота», отстреливая тепловые пушки. При обнаружении запуска из ПЗРК им предписывалось защищать гражданское судно любыми возможными средствами, а при необходимости закрывать его своим корпусом.

Большой вес стал причиной того, что без необходимости вертолёт взлетает с разгона, как самолёт. Для этого ему требуется полоса длиной 100-150 м. Если она имеется, вертикальный подъём пилоты стараются не использовать, чтобы не перегружать двигатели.

Изначально Ми-24 задумывался как «летающая боевая машина пехоты», но из-за того, что конструкторы не снабдили десантный отсек бронезащитой, а передвигаться чаще всего приходилось над позициями противника, желающих испытать свою судьбу не было. Огневая поддержка через открытые двери, как это практиковали американцы во Вьетнаме, тоже не получалась из-за больших скоростей машины и сложностей с зависанием и маневрированием. Но несмотря на это, на протяжении многих лет, советский, а позже российский Ми-24 являлся безоговорочным лидером не только по тактико-техническим характеристикам, но и в боевом применении.

Видео

«Боевой вертолёт Ми-24 в боевых условиях»:

02 апреля 2019