История создания «Акулы»: самой большой атомной подводной лодки в мире

Первый образец подводной лодки «Акула» был спущен на воду в 1980 году. Строительство проходило в Северодвинске. Из-за окончания «Холодной войны» и сокращения вооружения все экземпляры, кроме одного, утилизированы. Последняя лодка под названием «Дмитрий Донской» будет находиться на вооружении ВМФ России до 2020 года.

Тяжёлый подводный ракетный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула» до сих пор является самой большой подлодкой в мире. Не зря по классификации НАТО субмарина получила название «Тайфун». С завершением «Холодной войны» и прекращением гонки вооружений между СССР и США судьба этих колоссов оказалась трагичной: из шести построенных в советское время лишь 1 остался в строю — остальные утилизированы.

История создания

Рисунок 1. Первый спуск на воду

Советско-российская подводная лодка «Акула» начинает свою историю с конца 1972 г., когда генеральный конструктор С. Н. Ковалёв получил тактико-техническое задание на проектирование новой подводной лодки, ничем не уступающей американской ПЛАРБ типа «Огайо». Габариты новой субмарины должны были отвечать размерам новых баллистических межконтинентальных ракет Р-39, по многим показателям превосходящим «Трайдент-1», имеющиеся на вооружении американских ВС. Частично опыт постройки атомных подлодок взят с проекта меньшего класса «Барракуда».

Первая модель ТК-208 построена в Северодвинске и спущена на воду 29 сентября 1980 г. Летом следующего года, на месяц раньше американского «Огайо» начались морские испытания, а 12 декабря 1981 г. взята на вооружение.

В перспективе планировалось построить 12 АПЛ, позже количество сокращено до десяти, в результате в строй введено лишь 6. Сегодня из них в строю остаётся лишь 1 экземпляр, остальные списаны и утилизированы или находятся в стадии разбора.

Конструкция подлодки «Акула»

Рисунок 2. Общая конструкция ТК-208 «Дмитрий Донской»

Особенностью подводной лодки «Акула» являются не только размеры восьмиэтажного дома, но и энергетический блок, расположенный в прочном корпусе с полностью автоматизированной системой пожаротушения и отключения электропитания. Контроль осуществляется благодаря импульсному оборудованию, предназначенному осуществлять контроль за функционированием атомных реакторов.

ТТХ и конструктивные особенности субмарины позволяли получить уникальные по тем временам запасы плавучести — более 40%. Происходило это из-за того, что после полного погружения половина водоизмещения приходилась на воду, которая использовалась как балласт.

Уникальные плавательные способности позволяют «Акуле» нести боевое дежурство подо льдами Северного Ледовитого океана. При необходимости судно способно подняться на поверхность даже сквозь льды толщиной более 2,5 м. Ущерба корпусу при этом нанесено не будет.

Корпус

Проект «Акула» отличался от предшественников многослойным корпусом, в котором располагается 5 камер диаметром по 10 м каждая. Распределены они относительно друг друга параллельно. Ракетные шахты находятся в носовой части субмарины, перед рубкой. Рядом имеется ещё 3 отсека:

  • Торпедный.
  • Модульный.
  • Кормовой.

Такое расположение позволяет минимизировать вероятность возникновения пожара и увеличивает выживаемость экипажа.

«Авария, случившаяся с «Курском», не может повториться на «Акуле». Даже в том случае, если торпеда взорвётся внутри подлодки, благодаря тому, что она находится внутри отдельного модуля, серьёзного разрушения носовой части и смерти всей команды не произойдёт», — комментирует свое творение конструктор Ковалёв.

Тем не менее, подводная лодка оснащена 19 водонепроницаемыми и двумя спасательными камерами, предназначенными для того, чтобы при необходимости эвакуировать всех моряков. Находятся они сразу под капитанским мостиком.

Силовая двигательная установка

Рисунок 3. Размеры семилопастных винтов на фоне людей

Атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) «Акула» способен плавать под водой со скоростью почти 50 км/ч благодаря работе ядерного энергетического комплекса, созданного по блочному принципу. Условно силовой двигательный механизм можно разделить на несколько отдельных элементов, работа которых взаимосвязана между собой:

  • Двух водо-водяных реактора в 190 МВт.
  • Двух паро-турбинных систем.
  • Двухкаскадной установки.
  • Двух семилопастных винтов.

Для подруливания в доках и малых пространствах используются 2 малых двигателя мощностью по 750 кВт. Своей работой они запускают поворотные винты, расположенные по бокам подлодки.

При экстренной остановке основных двигателей имеются 2 резервных по 190 кВт каждый, способные снабдить энергией всю субмарину в течение нескольких часов.

Вооружение

Рисунок 4. Люки для выпуска ядерных межконтинентальных ракет

Из представленного фото и полного наименования подводной лодки (АПРК) можно понять, что основным вооружением являются атомные межконтинентальные ракеты. Их вес достигает 90 т и длина 17 м, количество — 20 шт. Дальность возможного удара простирается на 8 300 км с последующим разделением на 10 отдельных боеголовок по 100 Кт каждая.

Запуск боекомплектов может быть выполнен как единым залпом, так и отдельными выстрелами по разным целям. «Акула» способна вести стрельбу не только с поверхности, но и находясь на глубине до 56 м вне зависимости от погодных условий.

Кроме стратегического вооружения, «Акула» оборудована системами, необходимыми для самообороны и ведения боя с ближним противником:

  • Оборудование для размещения минного заграждения.
  • 6 систем торпедного цикла калибром 533 мм.
  • 8 ПЗРК «Игла 1».
  • Многочисленные элементы для ведения радиотехнической (РТР) и радиоэлектронной (РЭР) разведки.

Имеющийся на борту «Акулы» арсенал ядерного оружия способен в один момент отправиться в любую точку мира. Этот колоссальный потенциал, скрывающийся подо льдами Северного Ледовитого океана, внёс определённый вклад в окончание «Холодной войны» и подписание договора и снижении ядерного потенциала стран участниц «Ядерного клуба».

ТТХ подлодки

Рисунок 5. Почти в 2 раза длиннее футбольного поля и высотой как восьмиэтажный дом

По словам Брежнева, впервые увидевшего машину в цеху Северодвинска, для того, чтобы уничтожить желание противника воевать с Советским Союзом, достаточно просто разместить «Акулу» в виде памятника. Эффект производился не боевыми характеристиками и вооружением, скрывающимся внутри неё, достаточно одного взгляда и соотношения габаритов, представленных на фото в виде сравнения с футбольным полем.

Что касается тактико-технических характеристик подводной лодки «Акула», большинство из них, в сравнении с аналогами, превосходят последние в несколько раз. В частности, проекту 941 присущи следующие ТТХ:

  • Габариты (длина/ ширина/ высота) — 172,9/ 23,4/ 23,4 м.
  • Скорость движения под водой — 26 узлов (43 км/ч).
  • Скорость движения на поверхности — 13 узлов (21,5 км/ч).
  • Максимальная глубина погружения — 500 м.
  • Продолжительность автономного плавания — 180 дней.
  • Водоизмещение на поверхности — 23 100 т.
  • Водоизмещения после погружения — 49 000 т.

Модификации «Акулы»

Любопытным является тот факт, что сегодня в строю остаётся единственный экземпляр подводной лодки «Акула» проекта 941 — самый первый образец, ТК-208. С 2008 г. субмарина носит название «Дмитрий Донской». Всего было собрано 6 машин, ещё одна разобрана на начальном этапе работ, 3 заключительных, которые планировало создать руководство СССР, существовали только на чертежах.

Что касается 5 плавающих ранее подлодок, их судьбу можно назвать трагичной. Ознакомиться с подробностями можно в таблице, представленной далее.

Таблица 1. Модификации подлодок проекта 941 «Акула»
Название Ввод в строй Судьба субмарины сегодня
ТК-202 28.12.1983 Утилизирован в 2005 г. при финансировании американцев
ТК-12 «Симбирск» 26.12.1984 Утилизация завершена в 2005 г.
ТК-13 26.12.1985 Утилизация завершена в 2009 г.
ТК-17 «Архангельск» 06.11.1987 В 2006 г. выведен из состава ВМФ из-за отсутствия боекомплекта. Ожидает утилизации
ТК-20 «Северсталь» 04.09.1989 В 2004 г. выведен из состава ВМФ из-за отсутствия боекомплекта. Ожидает утилизации

Примечательным здесь является тот факт, что ввиду снижения ядерного потенциала мировых держав «Архангельск» и «Северсталь» остались без вооружения, что сделало их ненужными. Ещё одним любопытным фактом можно назвать, что в дорогостоящей утилизации атомных реакторных отсеков, обходящейся порядка 10 млн долларов, РФ выделяла только пятую часть, остальные 8 млн предоставлялись американцами и канадцами, наиболее заинтересованными в снижении количества российских «Акул».

Интересные факты о подводной лодке

Кроме того, что советско-российская подводная лодка внесена в книгу рекордов Гиннеса, как самая большая на планете, с ней связано ещё много интересных историй. Из наиболее любопытных можно отметить такие факты:

  • «Архангельск» и «Северсталь» будут утилизированы при финансировании США и Канады в 2020 г.
  • «Дмитрий Донской» будет эксплуатироваться ВМФ РФ до 2020 г.
  • Ежегодно для подержания одной «Акулы» в боеспособном состоянии тратится около 300 млн руб. В сравнении на подлодки меньшего класса типа «Дельфин» почти в 2 раза меньше — 180 млн.
  • Изначально планировалось использовать субмарины в качестве подводных транспортировщиков в труднодоступные северные воды, но решение ободрено не было.
  • Все построенные советские «Акулы» базировались в портах Северного флота.

Уникальность созданных почти 40 лет назад машин очевидна. Кроме колоссальных габаритов и ужасающего потенциальных противников вооружения, подлодки отличались бесшумным ходом, высокой скоростью и возможностью подъёма на поверхность практически в любом месте вне зависимости от толщины льда.

Видео

«Самая страшная российская подводная лодка». Документальный проект телеканала «Звезда»:

05 мая 2019