Загадочная история ожившего буддийского ламы: феномен Итигэлова

Лама Итигэлов умер на 75-м году жизни. Однако, по мнению верующих, он не умер, а находится в состоянии нирваны. Этим и объясняется его нетленное тело.

Феномен «нетленных мощей» известен с древних времен. На Руси принято почитать останки почивших праведников. Обычно их наделяют сверхъестественными способностями и приписывают им чудеса исцеления. Для буддистов восточной Сибири местом паломничества является Иволгинский дацан, где находится нетленный лама Бурятии. XII Пандито Хамбо лама Итигэлов, по мнению верующих, пребывает в состоянии нирваны и передает послания буддистским монахам.

Детские и юношеские годы

Среди верующих буддистов популярен миф о внеземном происхождении XII Пандито Хамбо ламы. Есть версия, согласно которой подвижник является земным перевоплощением Заяева — основоположника буддизма в России.

Известен случай, когда прихожане Цонгольского дацана обратились к Итигэлову с просьбой определить новое место для постройки храма. Он указал его, объявив, что там зарыты вещи Заяева. Действительно, во время работ были найдены колокольчик и ваджара почившего монаха.

На связь двух ламаистских лидеров указывают мистические совпадения, связанные с цифрой 75:

  • это годы жизни и смерти Заяева;
  • буддистский монах обещал снова вернуться в земном воплощении по происшествии этого срока;
  • в 1852 году, через 75 лет, родился Итигэлов;
  • буддистский подвижник прожил 75 лет;
  • в своем духовном завещании он просил учеников навестить его тело, когда минет заветный мистический срок.

Однако существуют реальные факты, касающиеся личности XII Хамбо ламы, что ставит под сомнение версию, касающуюся его внеземного происхождения.

Родился он в Иволгинском районе Бурятии, прежнее название Улзы Добо. Мальчик был сиротой. Это удивительный факт для бурят, так как детей всегда берут на попечение родственники погибших. Сохранились некоторые сведения об отце. Известно, что Мантагарай Итигэл имел 3 сыновей и дочь. О матери ровным счетом нигде не упоминается, так как родословную буряты ведут только по отцовской линии, не вписывая женщин.

После смерти родителей мальчик пас овец в местности Ошор Булак и воспитывал двух малолетних детей, за что получал небольшое денежное вознаграждение. Уже тогда юный пастух всем вокруг говорил, что станет Пандито Хамбо ламой.

Примечание! Пандито Хамбо Лама — духовное звание главы буддистов в Бурятии. Приблизительный перевод — «самый ученый лама». На санскрите «пандит» значит «ученый».

Широко известен случай, когда юноша, насадив на кол человеческий череп, предстал перед публикой верхом на быке. Это событие получило огласку. Ламы увидели в этом знак, указывающий на великий духовный путь мальчика.

Духовный путь

Рисунок 1. Центр буддистов России — дворец Итигэлова в Иволгинском районе

Фундаментальное образование Итигэлов получил в Аненском и Цугольском дацанах, там же он совершенствовался в духовных практиках. Юноша сам выбрал свою Аlma mater. В возрасте 15 лет он убежал за 300 километров от родного Улзы Добо и попросился на учение в Аненский дацан.

Больше 20 лет он изучал:

  • буддистские тексты;
  • тибетский язык и санскрит;
  • логику.

Значительную роль в его жизни сыграл Хойто Ламхай Аюшин Галдан, который был в то время настоятелем дацана. Он определил талантливому юноше стипендию за счет жителей нескольких близлежащих сел. Впоследствии силами этих же людей выплачивалась повинная за военнообязанного Итигэлова. Он принадлежал к казачьему сословию и должен был нести военную службу.

Результатом учения стало присвоение духовного звания сначала гэбши, затем более высокого габжи.

Важные даты в жизни Итигэлова до вступления в должность Пандито Хамбо ламы:

  • 1985 год — поступил на медицинский факультет в Тамчинском дацане.
  •  с 1989 по 1910 гг. — преподавал буддистскую философию в Янгажинском дацане и числился штатным ламой. Затем был назначен Ширээтэ Ламой, т. е. ответственным за соблюдение правил обрядов богослужения. В это время активно занимался просветительской деятельностью и врачебной практикой.
  • 19 марта 1911 года — был избран на должность лидера буддистов Восточной Сибири. Ему отдали предпочтение среди 10 кандидатов.

На приеме у императора России

Буддистскому ламе относились хорошо и при дворе императора Николай II. Известно, что буддистские ламы хорошие лекари и часто врачевали царскую семью.

В 1913 году делегация лам из Бурятии была приглашена венценосной семьей на торжественное празднование 300-летия дома Романовых. Ламаистов хорошо встретили при дворе. Лидер духовенства Восточной Сибири в новом буддистском дацане Санкт-Петербурга провел молебен за здравие и благоденствие дома Романовых.

В качестве особого знака внимания бурятская делегация удостоилась личной аудиенции императора Николая II, которая длилась около 3 часов. Итигэлов «За отличное усердие» был пожалован Орденом Святого Станислава III степени.

Затем состоялся торжественный обед, где присутствовало более 1000 высоких гостей. Императору Николаю II были принесены в дар буддийские реликвии. От имени всех буддистов Забайкалья подарки вручили и всей царской семье.

Первая мировая война

Рисунок 2. Прижизненное фото XII Хамбо ламы Бурятии

Вскоре началась Первая мировая война. После того как Австро-Венгрия бомбардировала столицу Сербии — Белград, Российская империя начала массовую мобилизацию. Германия потребовала ее прекратить и после невыполнения ультиматума уже на следующий день 1 августа 1914 года объявила России войну.

Пандито Хамбо лама начал активную деятельность по сбору средств в помощь фронту. Его силами было создано «Общебурятское общество», которое объединило больше сотни духовных и светских лиц. Была оказана помощь семьям погибших солдат, осуществлены сборы средств и вещей первой необходимости.

Удалось организовать два крупных денежных сбора:

  • Во время первого из них собрали 130 тыс. рублей. Деньги были потрачены на медикаменты, питание, одежду и обувь для солдат. Часть средств пошла на организацию лазарета на прифронтовой территории.
  • В 1915 году на сумму, собранную силами общества, купили средства первой необходимости и к Пасхе отправили солдатам на фронт.

Буддистские монахи оказывали помощь раненым. Благодаря тибетской медицине на ноги было поставлено много солдат, пострадавших во время военных действий.

Лидер буддистов восточной Сибири благословлял янгожинских казаков перед отправлением на линию огня. Считается, что все казаки вернулись домой живыми.

Подвижника почитали еще при жизни, как просвещенного последователя Будды. Монах был награжден высокими государственными наградами и знаками отличия.

Болезнь заставила сложить Итигэлова с себя полномочия Пандито Хамбо ламы. В 1917 году он возвратился в Янгажинский дацан.

Последние годы жизни и добровольный уход

Последние годы жизни духовный подвижник посвятил просветительской деятельности. Он много писал и оставил после себя книги философского содержания, а также духовное завещание.

На 75-м году жизни он попросил лам Янгажинского дацана прочитать для него молитву умирающему. Они не решались это сделать до тех пор, пока он сам не начал читать. Только тогда ламы подхватили прощальный стих.

После обряда, согласно его собственному желанию, Пандито Хамбо ламу в позе лотоса поместили в саркофаг и захоронили в местности Хухэ Зурхэн. Считается, что лама не умер, а ушел в нирвану.

Обретение нетленного тела

Рисунок 3. Праздник Хамбо ламы Итигэлова в Иволгинском дацане

Первый раз навестить свое тело подвижник завещал через 30 лет. В 1955 году был поднят саркофаг бурятского ламы. Это было преждевременно, раньше положенного срока на 2 года. Район захоронения постиг сильнейший шторм, поэтому втайне от государственной власти группа буддистских монахов под руководством XVII Пандито Хамбо ламы Лубсан-Нимы Дармаева подняла короб.

На теле подвижника не обнаружилось следов разложения, и отсутствовал специфический трупный запах. Монах сидел в позе лотоса, той самой, в которой его опустили в короб. Члены по-прежнему были гибкими и мягкими.

После смены одежды и проведения необходимых религиозных обрядов тело поместили в бумхан (ящик).

В 1973 году под руководством XIX буддистского лидера Бурятии Жамбал Доржо Гомбоева был совершен повторный осмотр тела. Оно сохранилось в неизменном состоянии.

В 2002 году в присутствии буддистских монахов, представителей других религиозных конфессий и светских лиц было совершено очередное вскрытие бумхана. После совершения необходимых ритуалов тело Итигэлова перевезли в Иволгинский дацан.

Изучив образцы тканей нетленного тела, ученые не смогли дать точного определения состоянию человека, которому они принадлежат. Его определили, как неизвестное науке.

Исследования и мнение ученых

Рисунок 4. Извлечение тела Итигэлова из короба

Экспертная группа ученых, проводившая исследование нетленного тела, надеялась, что при помощи современных научных методов и компьютерных технологий удастся объяснить причину феномена. Цель данной работы — исключить внеземное происхождение тела, определив химический состав тканей.

Одним из экспертов, профессором Российского государственного университета, доктором исторических наук Галиной Ершовой был сделан вывод, что в теле содержится большое количество брома. Его плотность превышала допустимую норму примерно в 40 раз.

Бром в избытке содержится в бобовых культурах. Этот химический элемент способен ограничивать чувствительность организма, уменьшать поступление стимулирующих извне импульсов. При этом он почти не оказывает никакого воздействия на головной мозг, который регулирует дыхание и кровообращение.

Был сделан вывод, что при жизни подвижник сознательно в большом количестве употреблял в пищу культуры с большим содержанием брома. В трансе монах отключил жизненные функции организма. Как следствие, наступило состояние смерти.

Другие ученые придерживаются иной точки зрения. Академик РАЕН, доктор технических наук Борис Большаков при помощи специального прибора измерил биополе Итигэлова. На основании сделанных опытов он пришел к выводу, что это биополе живого человека, обладающего чистым сознанием.

Через некоторое время после последнего изъятия тела с ним стали происходить определенные физические изменения.

Уже через два года стало заметно, что изо рта выделяется влага, а на коже начала активно выделяться соль. Стеклянный сосуд, куда был помещен буддистский монах, покрылся испариной. Это свидетельствовало о значительном выбросе влаги из тела. Цвет кожи потемнел. При надавливании оставались видимые углубления. Коленные и локтевые сгибы потеряли подвижность. Линии рта и глаз расплылись. Общая масса тела уменьшилась на 15 килограмм. Был составлен протокол, где зафиксировали первые признаки мумификации.

Сейчас мумия хранится в дацане Иволгинского района. На сегодняшний день не осталось в живых ни одного ученика бурятского ламы, однако он является послушником дацана и передает им послания.

Интересно! В 2016 году в СМИ была опубликована информация о том, что на камерах Иволгинского дацана запечатлено передвижение тела Хамбо Ламы Итигэлова по монастырю. Видеозапись нигде не публиковалась, однако Хамбо лама Аюшеев предоставил стоп-кадр, где видно человека в камуфляжной форме.

К нетленным останкам ламы потянулись люди в надежде получить избавление от болезней и других недугов. Многие верят в целительные свойства нетленных останков буддийского монаха.

Видео

Документальный фильм «Итигэлов. Смерти нет», подготовленный телеканалом «НТВ»:

26 мая 2019