История строительства моста Голден Гейт в Сан-Франциско: печальная слава Золотых ворот

Строительство вантового моста Голден Гейт в Сан-Франциско началось 5 января 1933 года. Он должен был связать округ Марин с соседним побережьем. С тех пор грандиозное сооружение стало визитной карточкой Сан-Франциско.

Если рассматривать символы США, то непременно можно увидеть вантовый мост Голден Гейт, более известный нам как Золотые ворота. Он является жемчужиной Сан-Франциско и соединяет город с округом Марин, которые разделяют воды Тихого океана. Вантовая переправа часто демонстрируется в голливудских фильмах как гордость американской инженерной мысли и красивый фон в кинокартинах. Когда построили мост и почему он завоевал дурную славу, об этом далее.

История строительства

В 19-м веке Америка стремительно развивалась, росли города. В 1846 году вспыхнула «золотая лихорадка». На этой почве Сан-Франциско разрастался, невзирая на американо-мексиканские территориальные распри, которые перешли в войну. Люди активно плавали через пролив Золотые ворота на лодках и пароходах. Это был единственный путь с юга штата на север в этом месте. Одних интересовал округ Марин на соседнем побережье, другие следовали дальше, вглубь Калифорнии.

Путников огорчало, что суда и плавсредства ходили нерегулярно. А иногда людям попросту не хватало пассажирского места. Использование транспортной артерии в таком виде изрядно измучило население Сан-Франциско и жителей ближайших населённых пунктов. Вопрос о необходимости моста начал остро подниматься в 1870-е годы.

Рис. 1 Пролив Золотые ворота до постройки моста

Странный инициатор

Идею о жёсткой транспортной магистрали, которая бы соединяла штат через пролив Золотые ворота, выдвинул Нортон I, самопровозглашённый император США. Настоящее имя возбудителя общественного спокойствия — Джошуа Нортон (1819-1880 гг.). Несмотря на странность, его инициативы были интересными и полезными. Газетчики любили публиковать «указы» и мысли Нортона I.

Джошуа излагал идеи на бумаге и сам приносил их в издательство. Он предлагал различные варианты развития инфраструктуры и требовал улучшить быт горожан. Население с удовольствием читало его распоряжения и всецело поддерживало «императора».

В один из дней странный мыслитель принёс в редакцию указ, в котором повелевал построить мост. В распоряжении чётко было указано, где и как будет происходить строительство. Однако задумка не нашла серьёзной поддержки со стороны властей, но очень запала в память жителей Сан-Франциско. Спустя 50 лет строители начали возведение моста Золотые ворота в том месте, где указывал император Нортон I.

Проект

Проектом руководил инженер Джозеф Страусс. Его имя увековечено в табличке, которая закреплена на одной из башен моста с южной стороны. Конструкторами объекта стали Лев Моисеев и Чарльз Альтон Эллис. Первый выходец из Прибалтики с еврейскими корнями. Их имен нет в памятной табличке. По некоторым данным, это следствие ссоры конструкторов с главным инженером. Причина конфликта: Страусс предлагал безобразный пролётный мост с консольными башнями. Но вскоре сам отказался от этой идеи в пользу полностью подвесного моста.

До окончания строительства Джозефу помогал консультант архитектор Ирвинг Морроу. Инженеры вместе думали, как приступить к стройке в неблагоприятной зоне для моста. На раздумье были причины: глубокое залегание материнской породы, сейсмическая активность и множество сильных течений у дна — эти факторы пугали строителей и администрацию города, выделяющую средства на расходы.

Стройка

5 января 1933 года после скрупулёзных расчётов началось возведение Золотых ворот. С первых дней строители столкнулись с массой проблем. У южного берега оказался слишком нестабильный грунт для фундамента. Опору пришлось вынести дальше в залив на 335 м, что потребовало изменить проект. Глубина в новом месте для фундамента составляла 30 м. Сложности прибавило сильное течение. Чтобы хоть как-то продолжать работы с подводным фундаментом, его строительство производили в моменты отлива, а это всего 20 минут в день.

После заливки основания на бетонные площадки установили 4 стальные опоры. Их собирали из модулей, скрепляя между собой заклёпками. На каждую пару опор потрачено около 2,4 млн заклёпок. Последняя забитая заклёпка — золотая, как знак завершения первого сложного этапа строительства.

К середине строительства объект стали называть «Клуб — полпути до Ада», а выживших рабочих — его членами.

Золотые ворота — это вантовый (висячий) мост. Он подвешен на стальных тросах (вантах). Два основных ванта соединяют южный и северный берега. Каждый из них состоит из 27 000 жил толщиной 5 мм. Жилы сплетены в стальные канаты диаметром 92,5 см. Ванты зафиксированы железобетонными противовесами с каждой стороны берега в скальной породе. После установки всех тросов начались работы по сборке подвесного дорожного полотна.

Рис.2 Рабочие скручивают жилы в канаты

Учитывая сложные условия строительства, на возведение ушло рекордных 4 года. Торжественное открытие моста состоялось 27 мая 1937 года. При этом опробовать Золотые ворота позволили исключительно пешеходам, количество которых составило 200 000 человек. На следующий день, по распоряжению президента США Франклина Рузвельта, вантовую переправу открыли для автотранспорта.

Размеры моста

Инженерный шедевр Золотые ворота впечатляет своими габаритами. Возможно его конструировали с учётом увеличения транспортного потока, так как мост является единственной артерией у побережья Тихого океана, ведущей из Сан-Франциско на север Калифорнии. Правительство страны внесло переправу в федеральную сеть дорог. Таким образом Золотые ворота стали частью шоссе 101 (Калифорния — Вашингтон). Характеристики и размеры моста следующие:

  • масса вантовой переправы — 894 500 тонн;
  • общая длина моста — 2 737 м;
  • подвесная часть — 1 966 м;
  • дистанция между пролётами — 1 280 м;
  • высота стальных опор — 227 м;
  • клиренс в прилив — 67,1 м;
  • количество полос для автотранспорта — 6;
  • пешеходные дорожки — 2;
  • интенсивность движения — 110 000 ТС в сутки.

Мост Золотые ворота исторически окрашивается в цвета оранжевой киновари, который называется «Международный оранжевый» (International Orange). Нам цвет кажется красным. Яркость не прихоть архитекторов, а необходимость при судоходстве. Пролив часто окутан туманом. В плохой видимости капитаны и лоцманы судов могут увидеть яркую окраску моста издалека.

Рис.3 Теплоход выходит из пролива Золотые ворота в Тихий океан

Модернизация Золотых ворот

17 октября 1989 года недалеко от Сан-Франциско произошло землетрясение магнитудой 7 баллов. Эпицентр толчков находился в 10 км от вершины горы Лома-Приета, хребет Санта-Круз, на глубине 18 км. Бедствие вошло в историю под названием Лома-Приета. В результате природного катаклизма округ Марин был охвачен пожарами.

Пострадали населённые пункты на побережье залива Сан-Франциско. Были разрушены транспортные магистрали. Мост Золотые ворота и другие 6 переправ региона были перестроены и модернизированы управляющей компанией Caltrans. Причиной для укрепления переправ стало частичное обрушение подвесного двухъярусного моста Сан-Франциско-Окленд-Бей. Обновлённые сооружения способны противостоять земным толчкам, аналогичным при землетрясении Лома-Приета.

Вторая причина для модернизации Золотых ворот — это теракты в США 9 сентября 2001 года. При первой реконструкции были усилены подъезды к переправе, а пролёт между опорами реконструирован не был. С 2018 года центральную часть моста начали устанавливать на демпферы, которые обойдутся государственному бюджету в $ 600 млн.

Печальная слава моста Голден Гейт

Красивая вантовая переправа влечёт самоубийц со всего мира. Как оказалось, много желающих свести счёты с жизнью в романтичной обстановке. Полицейские регулярно находят арендованные машины, брошенные на мосту. На сегодняшний день Золотые ворота в топе самых востребованных мест для суицида.

Рис.4 Пешеходная зона моста Голден Гейт

Первый случай самоубийства был зафиксирован спустя 3 недели после торжественного открытия переправы в 1937 году. Изначально местные органы власти вели статистику самоубийств. Но после того как цифра перевалила за 1000 человек, вести счёт смертников перестали.

В среднем каждые 2 недели кто-нибудь приходит на мост для фатального прыжка в залив. Выжить после падения с 67-метровой высоты практически невозможно. Однако есть неудачные попытки суицида, всего их 3. Одна девушка дважды прыгала в океан и со второго раза её план удался. Второй случай выживания произошёл с мужчиной, который выплыл и обратился с травмами в поликлинику. Третьим стал 16-летний юноша, который вышел на берег после прыжка и посетовал ротозеям о своей никчёмности в любых начинаниях.

Интересные факты о Золотых воротах

За 82-летнюю историю существования Голден Гейт накопил массу интересных фактов. Все они отличаются друг от друга по характеру событий. Вот самые примечательные из них:

  • на открытии моста вместо торжественной ленточки натянули стальную цепь, которую перерезали большой «болгаркой» (УШМ);
  • 18 мая 2004 года автомобильное движение по мосту было остановлено на 20 минут, так как Золотые ворота пересекал оленёнок;
  • баскетбольный клуб NBA — Golden State Warriors, выбрал для своего логотипа мост Голден Гейт;
  • расхождение в расстояниях между пиками северной и южной опоры и их основаниями у воды составляет 4,5 см, это обстоятельство связано с естественным изгибом Земли;
  • до 1964 года Золотые ворота считался самым крупным вантовым мостом в мире;
  • мост окрашивается круглогодично, на полную окраску уходит 2 года, закончив объект, маляры приступают к работам с начала;
  • проезд в южном направлении стоит $5, а в северном — бесплатно.

Мост оборудован для посещения туристами. На его поверхности есть пешеходные и велосипедные дорожки. Голден Гейт прекрасен в тумане, а в вечернее время он похож на гигантские подсвеченные качели. Посмотреть на эту красоту ежегодно приезжают миллионы туристов со всего мира.

Прогулка по мосту Золотые ворота:

05 апреля 2019