Кто открыл мыс Доброй Надежды: переломная точка в морском путешествии из Европы в Индию

Мыс Доброй Надеждой считается самой южной точкой Африканского континента и соединяет Атлантический и Индийский океаны. Первым европейцем, обогнувшим Африку с южной оконечности, стал португалец Бартоломео Диаш.

Условно принято считать мыс Доброй Надежды самой южной точкой Африки. Хотя на самом деле она находится в 155 км южнее. Но в этом месте берег континента резко поворачивает на восток, потому и принято считать, что именно здесь начинается проход от Атлантического к Индийскому океану. Тот, который так долго искали мореплаватели всего мира.

Экспедиция финикийцев

Рисунок 1. Реконструированный финикийский корабль

История греческого историка Геродота показывает, что первыми мореплавателями, открывшими мыс Доброй Надежды, могли стать финикийцы. В период службы у фараона Нехо они отправились в плавание вокруг Африки и «доказали, что она со всех сторон омывается морем за исключением места соединения с Азией».

В соответствии с записями Геродота, около 600 г. до н. э. наёмники поплыли на юг от Персидского залива, позже свернули на запад, где обогнули континент и возвратились через Средиземное море. Спустя 2 года после отправления финикийцы вернулись к фараону и представили документальные отчёты путешествия.

В доказательство плавания можно брать следующие строки из повествования древнегреческого историка: «По утверждению этих людей, которому я сам не верю, хотя другие могут и поверить, когда они плыли на запад, огибая южную оконечность Ливии, солнце находилось справа — к северу от них».

Хотя Геродот и хорошо знал географию своего периода, он не мог знать о том, как выглядит вся карта мира. Скорее всего, он не знал, что Земля имеет шарообразную форму и не смог оценить всего значения открытия.

Карта Фра Мауро

Рисунок 2. Mappa mundi, составленная в 1450 г.

На уникальных потруланах и Mappa mundi (карты мира эпохи Возрождения), изготовленных венецианским монахом Фра Мауро, ещё в 1440-1450 гг. Атлантический океан располагается по соседству с Индийским. При этом южный берег Африки монах называет мыс Диаб.

Если рассматривать карту, составленную монахом, с учётом сегодняшних знаний, то можно найти множество схожих объектов, которые были ему известны по неизвестным причинам. Например, на ней подробно изображена Русь, с максимальной точностью обозначены границы Золотой Орды и другие географические объекты Восточного полушария.

Согласно сохранившимся документам, написанным самим «картографом», свои географические труды он составлял после продолжительных бесед с венецианскими путешественниками и купцами. Помимо этого, Фра Мауро использовал в своих работах арабские источники, самостоятельно переводя их с азиатских языков и диалектов. При этом практически на всех свои картах он изображал китайские джонки и другие восточные корабли, бороздящие просторы Индийского океана того периода.

Бартоломео Диаш

Исследовательская экспедиция, которой руководил Бартоломео Диас, получила задание — найти морской путь в Индию вокруг Африканского континента. До Индостана он не дошёл, но стал первым представителем европейской цивилизации, обогнувшим Африку с южной оконечности. Частичную помощь в этом ему оказали страшные бури, которые на протяжении нескольких дней трепали корабли экспедиции. После того как океан стих, Батртоломео направил их на север, но 3 февраля 1488 г. внезапно «уткнулся» в побережье, уходящее на северо-восток.

Последовав призывам команды, поднявшей бунт, развернул корабли и вернулся в Португалию. Для себя Диас назвал обнаруженную оконечность мысом Бурь, мотивируя тем, что на протяжении нескольких дней море было сильно беспокойным. После доклада королю Жуану II, тот переименовал в мыс Доброй Надежды, надеясь на то, что он и является искомым маршрутом.

Спустя 9 лет Васко де Гама обогнул мыс и продолжил плавание, достигнув Индии и подтвердив его название, данное португальским королём.

Маяки мыса

Рисунок 3. Второй маяк на ближнем фоне, первый — едва виден на горизонте

На протяжении всей истории мореплавания судоходство в широтах мыса Доброй Надежды всегда считалось сложным и опасным. Эти сведения можно найти и в старых португальских, голландских и английских бортовых журналах того времени.

Сильный ветер, морские течения, регулярные штормы — всё это происходит в результате столкновения вод двух океанов. Ещё одной неприятной особенностью этих координат являются частые туманы, которыми окутаны прибрежные скалы.

Из-за этого в 1860 г. на берегу мыса был возведён маяк, состоявший из 80 000 свечей. Располагавшийся на самой высокой точке, на уровне 271 м. над океаном, он был виден на расстоянии 80 км. Сегодня тысячи туристов приезжают в условную южную точку Африки, взбираются на скалы, восхищаются грандиозностью маяка, но мало кто догадывается, что он не работает уже более 100 лет.

История с «Какапу» и «Летучим Голландцем»

Как впоследствии оказалось, такой проект английских инженеров стал причиной многочисленных ошибок капитанов и крушений в этих водах. Вершиной всему стала катастрофа британского парохода «Какапу», только что спущенного с верфи.

Маяк, находящийся на вершине горы, довольно часто оказывался бесполезен из-за того, что был полностью окутан туманом. Так произошло и майской ночью 1900 г. Капитан, судно которого оказалось на широте и долготе мыса, не увидевший огней маяка, был уверен в своей удалённости от земли. Скомандовав «Полный ход», на поднявшейся приливной волне оказался прямо посередине каменистого пляжа!

Увидеть его здесь можно и сегодня, на побережье догнивают котёл и рулевая колонка. После аварии был открыт ещё один маяк, располагавшийся ниже первого, на высоте 88 метров.

Второй удивительной историей, связанной с мысом Доброй Надежды, является легенда о загадочном «Летучем голландце». Вариаций встречается несколько, но все они сходятся к одному сюжету, связанному с проклятьем капитана голландского судна. Заключалась она в следующем содержании.

Некий капитан Ван дер Деккен, никогда не расстававшийся с плёткой, имеющей свинцовые бляшки на конце нитей, перевозил в трюмах африканских рабов. Голодные люди, находящиеся в трюмах, часто умирали, потому их трупы приходилось выбрасывать за борт. Из-за этого вокруг «Голландца» всегда плавала стая акул, которых жестокий капитан называл «мои рыбёшки».

Однажды, оказавшись возле мыса Доброй Надежды, корабль попал в бурю. Матросы пытались предотвратить плавание и старались отговорить Ван дер Деккена. Но в ответ услышали страшные ругательства и богохульство. Внезапно сверху раздался громоподобный голос: «Ты сказал! Теперь плыви!»

С тех пор возле южных берегов Африки, неподалёку от мыса Доброй Надежды, проклятый «Летучий голландец» периодически встречается проходящими судами. По рассказам «очевидцев», матросы пытаются передать весточку родственникам, но тот, кто примет из их рук письмо, будет, как и они, проклят навеки.

Фауна и национальный парк мыса Доброй Надежды

Рисунок 4. Африканские пингвины

Территория заповедника Мыс Доброй Надежды начинается практически с внешних границ Кейптауна. Его внушительная площадь составляет почти 7 750 га, на которых сконцентрировано огромное количество разнообразных представителей флоры и фауны.

Датой основания является 1938 г. Уникальностью считается факт того, что некоторых из его обитателей невозможно больше увидеть ни в одном районе Африки. Например, вдоль всего побережья сконцентрированы целые колонии пингвинов.

После того как эти птицы добрались до тёплого континента, они облюбовали места и с большим удовольствием располагаются в умеренных широтах. Кроме того, периодически совершают попытки «атак» на человеческие жилища. Так, в южной части Кейптауна довольно часто происходят случаи, когда люди, возвращающиеся с работы, обнаруживали дома этих птиц. Пробравшись в жилище через отверстия для кошек, те наедались и засыпали в «ожидании» хозяев.

Видео

Мыс Доброй Надежды:

25 марта 2019