История и архитектура мужского Псково-Печерского монастыря

Датой основания Псково-Печерского монастыря принято считать 1392. Эта дата совпадает с годом смерти Сергия Радонежского — духовного собирателя русского народа. С момента основания и по сегодняшний день обитель не прекращала своей деятельности.

На границе России и Эстонии находится один из самых древних духовных центров православных христиан — Псково-Печерский монастырь. Точная дата основания обители неизвестна. Монастырь в Печорах начинался с поселения отшельников в пещерах, а в годы военных конфликтов играл роль стратегического оборонительного объекта. В разные годы территория монастыря принадлежала то России, то смежному государству. Доподлинно известно, что с момента своего существования обитель ни разу не прекращала свою деятельность, даже в годы правления советской власти духовная жизнь продолжалась.

Ранняя история

Рисунок 1. Пещеры Псково-Печерского монастыря

Сведений о том, когда началась монашеская жизнь в Псково-Печерском монастыре, не сохранилось. На территории монастыря никогда не проводилось научных исследований по изучению пещер. Однако данные о других пещерах в пределах города Печоры указывают на их возможное природное происхождение. Такую теорию выдвинул И. А. Агапов, который занимался исследованием горных образований в городе.

Монастырские летописи хранят предания о монашеской жизни. В Псково-Печерском патерике эти предания получили развитие. Однако большая часть жизнеописаний патерика касается послушников XX века. Там можно найти сведения о митрополите Вениамине (Федченкове), архимандрите Нафанаиле (Поспелове) и др.

Так как точная дата основания монастыря и начала монашества в этих местах неизвестна, то условно принято считать 1392 год началом духовной жизни этого места. Эта дата совпадает с годом смерти Сергия Радонежского — духовного собирателя русского народа. Таким образом, подчеркивается символическая преемственность духовного наследия святого.

Первые монахи, которые селились в пещерах, бежали с юга. Они спасались в псковских землях от набегов крымских татар. Из дошедших до нас летописей точно известно имя только одного инока — Марка. Остальные имена остались в тени прошлого.

В тех же летописных источниках содержатся сведения о том, что земля вокруг будущего монастыря принадлежала некоему Ивану Деменьтьеву. В 1740 году в одной из пещер поселился священник Иоанн. Он начал строительство церкви Успения Пресвятой Богородицы. В трудах ему помогала жена, которая приняла иноческий постриг.

Землевладелец отказался от территории в пользу монахов. Вскоре вокруг храма была выстроена обитель, а в пещерах стали хоронить иноков.

Храм часто подвергался грабежам со стороны немцев и ливонцев. Это было связано с тем, что обитель находилась на пограничной территории между Ливонией и Россией. Ливония в то время находилась под контролем немцев.

Псковская летопись зафиксировала несколько этапов подъема монастырской жизни:

  • 1519 г. — обитель находилась всего в 20 км от крепости ливонцев Нейгаузен. Стратегическую важность расположения монастыря оценило духовенство из Москвы.
  • 1523 г. — монастырь достраивается, его границы укрепляются деревянными стенами, вводится монастырский устав.
  • 1541 г. — год расцвета обители. Эта заслуга принадлежит игумену Корнилию. Он превратил монастырь в настоящую крепость с укрепленными каменными стенами.
  • 1581 г. — монастырь становится оборонительной крепостью. Стефан Баторий — польский король, посылает на обитель войско. Монастырь продержался 5 месяцев, выдержав 30 осад, но так и не сдалась польскому королю. Псковский кремль и город остались непреступными.
  • 1701 г. — по приказу Петра I монастырь укрепляют валом и глубоким рвом. Было сооружено 5 бастионов на важных пунктах, а у ворот установлена батарея. Обитель приобретает общегосударственное значение, на Никольской башне в знак этого водрузили герб Российской империи.
  • 1812 г. — Пскову угрожает оккупация французскими войсками. Священнослужители монастыря совершили крестный ход со святынями, прибывшими специально для этого из Москвы. В тот же день неприятель был отбит. В память об этом в Печерской обители был построен храм в честь Святого Архистратига Божия Михаила.

Монастырь в период ВОВ

Рисунок 2. Монастырь во время военных конфликтов служил оборонительным пунктом

Несмотря на то, что монастырь пострадал во время ВОВ, часть зданий была разрушена, он не прекращал свою работу. Псково-Печерский монастырь подчинялся как Таллинскому митрополиту, так и Прибалтийскому.

Примечательно! Обитель с момента основания и до настоящего времени никогда не прекращала своей деятельности. Даже в революционные годы и при советском режиме, который был нетерпим к православию, монастырь жил духовной жизнью.

Важные события в жизни обители в годы ВОВ:

  • 1940 г. — управляет монастырем архимандрит Парфений (Шатинин), в 41 г. он оставляет обитель ввиду преклонных лет.
  • 1941 г. — наместником монастыря по решению совета становится Павел (Горшков). В 1944 году его арестовали советские спецслужбы.
  •  1942 г. — в монастыре находит убежище опальный епископ Макарий (Васильев).
  • 28 августа 1943 г. — в стенах монастыря состоялось архипастырское совещание, где присутствовали высшие духовные лица Литвы, Латвии и Эстонии.
  • Ночь с 31 марта на 1 апреля 1944 г. — во время налета советской авиации погиб епископ Макарий.
  • 1944 г. — за антисоветскую деятельность осужден игумен Павел (Горшков), хотя ранее состоял в комиссии по расследованию преступлений, совершенных оккупантами. Ему присудили 15 лет тюремного срока. Он умер в 1950 году, был реабилитирован в 1997 году.

По сохранившимся письменным источникам, в стенах лавры прятали беглецов, спасающихся от гестаповцев. Во все время войны монастырская братия вела работу по возрождению духовной жизни на оккупированных территориях.

Большой потерей для обители был вывоз монастырских ценностей. Оккупанты подвели под это благородную цель сохранности церковных предметов. Однако всем было понятно, что сокровища, которые собирались на протяжении пятиста лет, были перевезены в Германию окончательно.

Послевоенная судьба монастыря

Рисунок 3. Отреставрированная обитель

Разграбленный и частично разрушенный монастырь пришлось восстанавливать архимандриту Пимену. Он руководил обителью с 1949 по 1954 годы. Впоследствии архимандрит Пимен стал Патриархом Московским и всея Руси.

После него наместником был архимандрит Алипий. Благодаря его стараниям в 1960 году были начаты восстановительные работы крепостных стен и башен.

Интересно! В мирное время в Печерскую обитель были перевезены старцы из Валаама. До определения в монастырь они пребывали в Финляндии, где их спасали от ВОВ.

Многие священнослужители Печерской лавры прошли войну, побывали в лагерях, были репрессированы. Так, например, архимандрит Феофан (Молявко) был арестован и приговорен к 10 годам лагеря. По освобождению работал в госпитале Ташкента, а затем был отправлен на фронт. В составе пехоты он дошел до Будапешта, где и встретил окончание войны. До конца своих дней отец Феофан руководил хором в Печерском монастыре.

В 80-е годы ХХ века активно проводятся работы по реставрации храма:

  • обновлена живопись храмовых стен;
  • выстроен новый корпус для братии;
  • отремонтированы помещения пекарни и библиотеки;
  • выстроена новая лечебница.

Благодаря стараниям архимандрита Павла (Пономарева) в обитель вернулась монастырская библиотека, которая долгое время находилась в Тарту.

Восстановительные работы не заканчиваются и сегодня, однако главная задача, которую ставят перед собой послушники обители, — это восстановление веры в народе.

«Монастырь» / фильм епископа Тихона (Шевкунова):

Архитектурный ансамбль обители

Рисунок 4. Монастырская звонница

В настоящее время Псково-Печерская обитель является одним из главных действующих исторических и культурных памятников России.

Архитектурный храмовый ансамбль образуют 9 башен, общая протяженность которых составляет 810 метров. На территории обители находятся храмы, часовни, священные пещеры, лечебница, библиотека и многое другое.

Самые важные объекты обители:

  • Успенский собор — это самая древняя постройка. Собор практически полностью находится в углублении горы, только его северная сторона выстроена из камня. В соборе хранится почитаемая послушниками Печерской лавры икона Успения Богоматери. Купола собора расположены таким образом, что создается впечатление, будто они идут навстречу молящимся.
  • Храм Благовещения Пресвятой Богородицы — двухэтажное здание, которое строилось при игумене Корнилии. Примыкающую к храму трапезную в 1870 году освятили и устроили там алтарь.
  • Храм Лазаря Четверодневного — постройка расположена прямо напротив Успенского собора. Строительство храма относится к рубежу ХVII-XIX вв.
  • Михайловский собор — величественное строение, расположенное на вершине склона оврага.
  • Святые пещеры — там находятся гробницы святых основателей обители, в том числе женская гробница преподобной Вассы, и послушников монастыря. Покой в пещерах обрели представители древних славянских родов: предки Пушкина, Плещеева, Кутузова, Мусоргского.
  • Часовня — центральная постройка обители, где ежегодно с весны по осень ведутся панихидные службы.
  • Монастырская звонница — она представляет собой шесть проемов разной величины, соответствующих размеру колоколов. Все колокола изготовлены псковскими мастерами и украшены причудливыми орнаментами.

Как добраться в монастырь

Добраться до Псково-Печерской Лавры довольно просто. С автовокзала Пскова ходят каждые полчаса автобусы. Номер маршрута — 207. Стоимость около 100 рублей. Автобус довезет до поселка Печоры, который расположен прямо на границе с Эстонией. Там и находится древняя обитель.

От автовокзала поселка до обители 10 минут ходьбы.

На заметку паломникам! В 2 километрах от обители находится «Дом паломника», который открыт силами послушников лавры. Адрес: Печоры, ул. Юрьевская, д. 82, тел. 8(81148) 2-32-27.

30 июня 2019